Культура

Масштаб табачного бизнеса в России

Табачная промышленность — крупная отрасль экономики России. В настоящее время в России существует примерно 35 миллионов курильщиков. Это довольно существенная цифра. Почему же так популярен табак?
Масштаб табачного бизнеса в России

История табака в России

Впервые табак на Русь был привезен иностранцами в XVII веке — через пару столетий после того, как европейские экспедиции обнаружили его на только что открытом Американском континенте. Отношение к курению постепенно менялось — если при Иване Грозном оно было популярно в узкой среде знати, то при Михаиле Федоровиче попало в немилость. В немалой степени это произошло потому, что его посчитали причиной московского пожара в 1634 году.

Петр I легализовал табак, а в 1705 году поставил его продажу на государственный контроль. Отныне купить его можно было только у бурмистров и целовальников, а также у специальных выборных людей. В то же время царь открыл табачные фабрики в Санкт-Петербурге и украинском селе Ахатырка. При Екатерине II Великой нюхательный табак по популярности составлял конкуренцию курительному. Высшие сословия предпочитали его «заморские» виды: испанские, французские, немецкие.

К концу XIX века изготовление табачной продукции стало очень распространенным делом. В южных регионах страны стали успешно выращивать табак, или махорку. На Кубани под патронажем царского правительства было открыто учреждение, занимавшееся изучением вопросов культивирования, производства и переработки сырья. В 1914 году оно получило статус Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства.

Формат папиросы — бумажной гильзы, набитой табаком и имеющей мундштук — придуман в Российской империи, где он и получил первое распространение в середине XIX века.

В период Первой мировой табак стал обязательной частью солдатского и офицерского довольствия. Это естественным образом повлекло за собой «папиросный бум». После Гражданской войны табачные предприятия были национализированы и модернизированы: внедрена технология промышленной ферментации сырья, запущены машинные линии упаковки папирос и табака. Вторая мировая спровоцировала масштабное перемещение заводов. Табачные фабрики были эвакуированы в Поволжье, Сибирь и на Урал. После завершения войны они прошли этап восстановления. С годами мощности активно увеличивались. К 1970-м годам их мощность уже выросла более чем в два раза в сравнении с послевоенным временем и также наметилось дальнейшее повышение.

Но из-за разраставшихся проблем в экономике с 1980-х отрасль табаководства постепенно впала в кризисное состояние, которое достигло пика с наступлением 1990-х. Со временем в РФ перестали в больших объемах культивировать табак для получения сырья, используемого в сигаретах. На место «доморощенного» пришел табак зарубежного производства, однако перспективы у отечественного табаководства есть. С 2014 года их изучением занимается Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, открытый в Краснодаре.

Развитие табачного бизнеса

По состоянию на нынешний момент доля небольших табачных производителей в России невелика. Подавляющее господство — у «БАТ», Philip Morris, JTI, ITG и других транснациональных компаний. Они изготавливают 90% табачной продукции, производимой на территории РФ. Преимущество такого положения в том, что крупные фирмы способны поддерживать стабильное качество продукции. Общая тенденция развития состоит в том, что процент изготовления сигарет неуклонно идет вниз. За последние 10 лет объем их производства упал в два раза. Это связанно с тем, что россияне все чаще переходят с обычного курения на более безопасные для здоровья системы нагревания табака, электронные сигареты, вейпы.

Растущие акцизы

В последнее десятилетие в России реализовывался сценарий планомерного повышения цен на табачную продукцию. Налоговые поступления за продажу сигарет и остальных табачных продуктов ежегодно составляют около 4% доходной части федерального бюджета. В 2020 году размер отчислений достиг без малого 400 миллиардов рублей. По объемам налоговых отчислений в бюджет табачная промышленность занимает второе место после нефтегазовой. По состоянию на 2021 год сигареты в России стоили в два-три раза дороже, чем в других странах Евразийского экономического союза.

Контрафактные товары в РФ

В соседних государствах ЕАЭС система косвенного налогообложения табака работает по более щадящим схемам. Поэтому акциз там меньше бьет по индивидуальному потребителю — все-таки именно розничный покупатель в конечном итоге платит ту сумму, которая добавлена государством к стоимости пачки. Именно поэтому резкий рост акцизных сборов в РФ спровоцировал развитие «серого» рынка. Отсутствие строгого таможенного контроля позволяло ввозить контрафактные сигареты. Товары в соседних государствах закупаются по цене, в два-три раза ниже российских. Поэтому выгода для продавцов контрафакта получалась очевидной: даже реализуя товар дешевле официальной минимальной стоимости в РФ, они получали солидную прибыль. Со второй половины 2020 года правоохранительные и надзорные органы ввели комплексный подход к борьбе с нелегальной продукцией. Но учитывая, что по итогам II квартала 2021 года доля нелегальных сигарет составила 12,8% (по данным агентства Kantar TNS), требуется принятие дополнительных мер.

Откуда иностранная табачная продукция попадает на наши прилавки

Масштаб табачного бизнеса в России

Главным экспортером сигарет в Россию остается Европа. Среди крупнейших поставщиков — Германия, готовая продукция из которой занимает более трети всего импорта. Чуть меньше в страну завозится сигарет из Армении (27,6%), Польши (21,6%) и Болгарии (11,5%). А вот сырье попадает в РФ достаточно неожиданными для обывателя путями — из Бразилии, Индии, Китая, даже из Малави. Если не брать в расчет сигареты, то основными импортерами других табачных товаров являются Италия и Бразилия, а также Румыния и Нидерланды. Есть и обратное движение. Табачная продукция, произведенная в России, в больших объемах официально поставляется в Казахстан, Украину, Сербию, Монголию, Беларусь, ФРГ.

Основные территории табачного производства

Компании и их производственные мощности сконцентрированы в европейской части страны: Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах. Распределение по известным компаниям следующее:

  • «БАТ Спб», «Филлип Моррис Ижора», «Крес Нева», «Петро», все — Санкт-Петербург и Ленобласть;
  • «Империал Тобакко Волга» — Волгоград;
  • «Донской Табак» — Ростов-на-Дону;
  • «Балтийская Табачная Компания» — Калининград;
  • «КЕЙ ТИ ЭН ДЖИ РУС» — Балабаново, Липецкая область;
  • «Усмань-Табак» — Липецкая область.

Из-за экономических сложностей (рост акцизов, общее падение сигаретного рынка, пандемия) в 2017 году закрыта одна из старейших табачных фабрик — «Балканская звезда». Предприятие работало с 1850 года.

Табак — достаточно непростая в культивировании культура, которая хорошо себя чувствует только при благоприятных условиях, преимущественно в теплом климате, где на протяжении длительного времени удерживается оптимальная температура для прорастания. Поэтому промышленное производство табака в России затруднено, большая часть сырья завозится из-за рубежа. Для выращивания в средней полосе пригодными признаны следующие сорта:

  • «вирджиния 202»,
  • «вирджиния голд»;
  • «герцеговина флор»;
  • «дукат крымский»;
  • «кентукки барли»;
  • «махорка московская»;
  • «мэриленд»;
  • «остролист 316»;
  • «турецкий трапезонд».

Стоит сказать, что подходящие погодные условия для развития сырьевой базы есть в Краснодарском крае и Крыму. На этих территориях во времена СССР широко разводился табак. Параллельно прогрессирует селекция сортов, продуктивных в наших погодных условиях и устойчивых к болезням. За последние 20–30 лет во Всероссийском НИИ табака их выведено более двух десятков.

Законодательный регламент табачного бизнеса

«Антитабачное» законотворчество постепенно ужесточает правила для продавцов. С 1 июля 2021 года работает запрет на продажу немаркированных табачных изделий. В тестовом порядке проводится маркировка табачных стиков и кальянных смесей без табака. Поэтому для законной работы магазин должен быть оборудован онлайн-кассой, поддерживающей функции определения кода маркировки, его передачи вместе с фискальными данными в ОФД.

В розничной продаже табачной продукции запрещены следующие способы реализации:

  • отпуск несовершеннолетним;
  • с включением в состав подарочных комплектов;
  • по ценам ниже минимально и максимально установленных;
  • вне стационарных торговых точек;
  • методом развозной торговли на ярмарках, рынках;
  • с демонстрацией на витринах (разрешен только прайс-лист с названиями товаров и ценами);
  • поштучно и в пачках, содержащих менее 20 сигарет.

Также существует ряд ограничений по месту торговли. Нельзя продавать табакосодержащую продукцию в медицинских, спортивно-культурных и ряде других общественных объектов. Незаконна продажа в магазинах, находящихся менее чем в 100 метрах от школы или иного образовательного учреждения.