Выращивание табака в России
Выращивание табака в России берет свое начало еще с XVII века. Сначала люди, увидев диковинную новинку, попытались выращивать культуру самостоятельно, навлекая на себя строгие наказания. И лишь претерпев многолетние запреты и модификации, табак стал одной из самых популярных промышленностей в мире и РФ.
История возникновения табака в России
В 1610 году в Российской империи действовал запрет на табачную отрасль, лишь при правлении Петра I оборот табака и его производство приобрели легальный характер. В 1714 году были открыты первые производства в виде табачных мануфактур – в Санкт-Петербурге и Ахтырке.
Первые шаги развития табачного дела в стране пришлись на 1763 год. К этому времени был принят законодательный акт, дающий собственникам новосозданных заводов и фабрик свободно выращивать табак для получения сырья, используемого в сигаретах, и реализовывать продукцию в течение нескольких лет, не платя пошлинные сборы. Указом от 1762 года эта промышленность получила возможность свободной продажи табачных изделий. Первые табачные прилавки появились в Петербурге, вскоре их количество возросло, но на тот период времени они реализовывали только табак, привезенный из других стран. Конкуренцию курительному табаку составил нюхательный табак, который имел значимое положение в то время.
Во второй половине XVIII века в борьбу за право выйти на рынок вступил местный сорт табака – аммерсфордский табак, или же, как его привыкли называть в простонародье, махорка. В годы правления Александра I на рынок табачного сырья пришли трубки и сигары, а вскоре появились и папиросы, что привело к революции в российской табачной промышленности. К 1860 году было запущенно 551 предприятие, но позже количество предприятий уменьшилось, а концентрация производства увеличилась, что привело к увеличению выпуска табачных изделий в десятки раз.
Так, в 1914 году появилась главная табачная монополия – Санкт-Петербургская торгово-экспортная акционерная общественная компания. Данное формирование имело в составе 13 заводов и производило большую часть табачных изделий в России.
Развитие табачного бизнеса на современном этапе
С начала XXI века люди начали активнее потреблять табак. Бизнес в России продолжал расти и развиваться, производственные объемы наращивались максимально быстро. По статистике, в 2001 году рыночный объем составил около 400 миллиардов курительных изделий.
Антитабачная политика начала активно развиваться с 2005 года. Производство перетерпело некие убытки, но сокращение было незначительным. По сравнению с другими мировыми лидерами Россия находилась в числе первых. Например, по данным некоторых авторов, на одного жителя, по данным на этот год, приходится около 2700 сигарет. Для сравнения: в Израиле это число – 1366, а на одного финского жителя – всего 920 сигарет. В этот период рынок российской табачной продукции находился на третьем месте. На первом – Китай, на втором – США. Спад производства, вызванный антитабачной политикой, был крайне мал.
В южной части страны возделывали такие сорта табака, как «остролист», «трапезонд», «американ», «дюбек» и «самсун». Основная часть производства табачной продукции принадлежит северо-западным регионам, центру и югу.
В табаке все части содержат никотин, но основная часть находится именно в листьях. Это вещество является сильным нейротоксином, а также кардиотоксином и может вызывать эйфорию, которая длится недолго, поэтому способно делать людей зависимыми – как психологически, так и физически. В России производством изделий из табака занимаются несколько ведущих компаний:
- компания «БАТ»
- J. T. International;
- Philip Morris Imperial Tobacco;
- «Донской табак» (холдинг «ГРУППА АГРОКОМ»).
На долю этих корпораций приходится почти весь объем производства товаров для курения в стране.
Основные территории табачного производства
Родиной табака считаются Боливия и Перу, а в Европу табак попал после открытия Нового Света – вскоре он разошелся по всем странам, и Россия не была исключением.
Территория табачных районов в России – это Кубань. В начале 70-х годов прошлого века именно на эьт территории приходилось 70% промышленности. Такие районы, как Абинский, Апшеронский, Белореченский, Крымский и Северский, считались табачными и приносили 90% сырья. После 1990-х годов высаживание табака пришло в упадок. За последние несколько лет Россия полностью перестала культивировать собственное сырье и перешла полностью на импортированное. Также территории таких регионов, как Закавказье, Узбекистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Крым и Краснодарский край, играли весомую роль в производстве табачного листа, именно в этих районах начали выращивать табак или махорку. Табак обыкновенный, или как его еще называют, табак виргинский, выращивается для получения сырья, используемого для изготовления отечественной табачной продукции. Махорка обыкновенная, или же табак деревенский, имеет немного другое строение и содержит в два раза меньше никотина, чем у табака обыкновенного, но также вызывает физическую и психологическую зависимость.
На 2020 год в Россию завозится около 360 тысяч тонн импортированного табачного листа.
Законодательный регламент табачного бизнеса
Законодательство РФ по отношению к табачному бизнесу имеет ограничения по отношению как к потребителю, так и к производителю. Законы включают в себя строгие ограничения относительно табачного бизнеса и его производства.
Так как сейчас ведется борьба с курением, за последние годы произошли серьезные изменения в законодательстве. Чтобы заниматься производством и реализацией табачной продукции, необходимо знать, какие требования и нормы являются обязательными к выполнению.
Маркировка – это необходимый элемент каждого продукта, в котором есть никотин. Таким образом удастся контролировать перемещение товаров и перекрыть поток контрабанды и поддельной продукции. Все товары, которые не промаркированы, не могут идти на реализацию. Данные требования касаются и товаров, предназначенных для альтернативного потребления никотина, таких как электронные сигареты, вейпы, системы нагревания табака и т.д.
Реализовываться табачные изделия могут только при условии, что в точке продажи установлена онлайн-касса, способная распознавать код маркировки, а также 2D-сканер для его считывания. Если данное требование проигнорируется, то будут назначаться штрафы за нарушение законодательного регламента. Чтобы продавать продукцию, содержащую никотин, следует ознакомиться с правилами торговли:
- не должно быть рекламы;
- поштучно товары продавать запрещено;
- табачная и никотинсодержащая продукция не может быть включена в подарочные наборы или быть каким-либо бонусом при покупке других товаров;
- табачные изделия должны быть в закрытых специализированных шкафах;
- безакцизная продукция не допускается к реализации;
- розничная стоимость должна находиться в переделах установленных минимума и максимума;
- продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена;
- исключается торговля табачной продукцией рядом с образовательными, спортивными и культурными организациями, также недопустима торговля на территории медицинских учреждений, аэропортов и вокзалов.
Согласно законодательству реализация табачной продукции должна осуществляться только в специально отведенных местах, которые не противоречат нормам и требованиям законодательства.