Мудрость толпы: что такое мастермайнд и как он поможет вам стать в разы эффективнее
Представьте, вы сидите в небольшой компании людей, что-то бурно обсуждаете. Вероятно, «обсуждаете» — не совсем верно подобранное слово, скорее «брейнштормите». От обычной беседы по душам вашу встречу отличают несколько вещей: каждому участнику дают небольшой промежуток времени, чтобы рассказать о своих проблемах или целях, затем все остальные по очереди предлагают решение. Да, это не посиделки, это то, что сейчас называют мастермайнд-группой.
Мастермайнд-группы — это коллективные (от двух до шести человек) собрания близких интеллектуально или идеологически друг другу людей. В течение 15–20 минут каждый из участников делится невзгодами, планами, поставленными, но не достигнутыми целями, возможно, тайнами — спектр тем самый широкий: от семейных или личных отношений до профессиональных или академических. Поделившись мыслями на тот или иной счет, высказавшийся в течение пяти — семи минут слушает советы или примеры из личного и профессионального опыта (которые могли бы ему помочь) от каждого участника. Затем 20 минут слушают следующего — так, пока каждый не поделится своими мыслями.
Один из отцов так называемой мотивационной или self-help-литературы Наполеон Хилл подробно изучил автобиографии и воспоминания предпринимателей и изобретателей ХХ века вроде Томаса Эдисона и Александра Белла. Он искал секрет успеха, предпосылки исключительной гениальности, но вместо этого нашел одну интересную, повторяющуюся от биографии к биографии деталь: каждый из его героев имел привычку собираться с единомышленниками и в течение коротких сессий обдумывать интересующую его проблему. Так Хилл придумал слово «мастермайнд», означающее своего рода группу усиленного интеллектуального реагирования.
Почему важно найти правильных собеседников
Есть довольно расхожая цитата Джима Рона, бизнес-тренера и автора книг о личностном росте: «Ты — среднее арифметическое тех пяти человек, с которыми общаешься». Для мастермайнд-встреч не обязательно быть друзьями, приятелями, важны чувство единого направления и схожие жизненные ориентиры — именно поэтому подобные собрания лучше всего укладываются в категорию родственных интересов. Для мастермайнда чрезвычайно важны профильность и осведомленность собеседников в том или ином вопросе. Предположим, что Томас Эдисон на своих мастермайнд-сессиях обсуждал с собеседниками проблемы физики и патентов, получая компетентный фидбэк и выслушивая проблемы коллег по физическому цеху, которые, может быть, подтолкнули его к оригинальным решениям.
Как правило, мастермайнды посвящены какой-то одной совокупности тем: бизнесу, спорту — почти чему угодно. Просто потому, что: а) по схожести интересов легче набрать группу; б) вы будете получать взвешенные решения от сведущих в вопросах людях. Однако широта тем не регламентируется. Одна сессия вполне может вмещать в себя дискуссии об отношениях с партнером и, скажем, о математической головоломке.
Здорово, если у вас наберется несколько уже знакомых единомышленников, но если их нет, то существуют целые мастермайнд-сообщества. Например, регулярные встречи проводятся в центре рациональности «Кочерга». Или можно познакомиться и сколотить группу в телеграм-чате MasterMinds.
Почему мастермайнд действительно эффективен
Может сложиться впечатление, что подобные встречи похожи на разговорный, с интеллектуальными заигрываниями и демонстрацией теоретической базы клуб. Мастермайнд прежде всего должен быть практичным — одно из главных условий состоит в том, что после проговаривания проблем каждый участник обещает если не разрешить их полностью, то хотя попытаться сделать первые шаги к этому. Или же поставить цель — скажем, начать изучать веб-дизайн.
К следующей встрече каждый участник должен сообщить собеседникам об успехах. Именно этот формат отчета — фактор, стимулирующий делать то, чего, возможно, не начал бы делать, проговорив проблему лишь в своей голове. Эффективность участников мастермайндов мотивирована здоровой конкуренцией — ведь не хочется быть единственным на встрече, кто ничего не сделал.
Вместе с тем мастермайнд продуктивно рассматривать как конференцию по интересам, где существует обязательный обмен визитными карточками и расширение нетворкинга: ваши собеседники могут посоветовать других людей, которые окажут помощь в решении ваших задач, — от психолога до ландшафтного дизайнера.