Почему электронная сигарета не выделяет пар
Популярность электронных сигарет трудно переоценить. С каждым годом – начиная с выпуска первой электронной сигареты в Гонконге в 2004 году – все больше пользователей выбирают эти девайсы. Вейп и электронная сигарета – это электронные приборы и, как любой прибор, могут выйти из строя. Одни из наиболее часто встречающихся запросов по работе звучат так: «почему электронная сигарета плохо тянется», «почему вейп не работает», «из-за чего электронная сигарета плохо или совсем не пускает пар», «по какой причине новая электронная сигарета не работает».
Для того чтобы разобраться, что случилось с вашим девайсом для парения, необходимо понимать, как устроен вейп, какой тип вейпа вы используете, и внимательно изучить инструкцию по эксплуатации электронной сигареты.
Во-первых, стоит разобраться с терминологией и четко понимать: электронная сигарета не дымит, она выделяет пар. Дым, как мы понимаем, – это результат горения, а в электронной сигарете ничего не горит. То есть не может быть много или мало дыма, может быть легкий и густой пар или его отсутствие. Так откуда берется пар? Чтобы понять это, необходимо разобрать устройство электронной сигареты. Несмотря на простоту использования – как правило, устройство начинает работать либо при нажатии кнопки, либо активизируется при первом вдохе воздуха, – конструкция девайса совсем непростая.
Если заглянуть в современные толковые словари или поискать, «что такое электронная сигарета», в Википедии, то найдем длинное описание и короткие обозначения. Первое и самое важное: тип устройства электронной сигареты – это ингалятор, а принцип работы – термическое испарение.
Итак, из чего состоит электронная сигарета и как она работает – откуда, собственно, появляются облака пара?
Устройство электронной сигареты
Любая электронная сигарета состоит из нескольких частей, которые в разных типах устройств могут быть либо съемными и заменяемыми, либо, наоборот, встроенными и одноразовыми.
Как в любом электронном устройстве, в вейпах есть источник питания – аккумулятор. В электронных сигаретах используют следующие элементы питания: литийионный (Li-ion), литий-полимерный (LiPo), никель-кадмиевый (NiCd) или никель-металл-гидридный (NiMH) аккумуляторы, которые, соответственно, могут быть разной емкости, качества и мощности, в некоторых токоотдача довольно высокая и достигает 40 ампер. Кроме того, иногда используют специальный блок питания, так называемый «сквонк-мод», в котором емкость с жидкостью встроена.
Любой тип аккумулятора выполняет главную свою функцию – нагрева: при подаче тока нагревает элемент, который преобразует жидкость в пар. Но об этом чуть ниже.
Блоки питания бывают с платой (чипом) и без нее. Второй тип аккумулятора чаще всего используют в одноразовых электронных сигаретах и вейпах с малой мощностью. Отсутствие платы – это отсутствие контроля тока, то есть напряжение идет напрямую на спираль нагрева.
Аккумуляторы с платой управления обеспечивают электронной сигарете защиту от короткого замыкания, контроль сопротивления испарителя и правильной полярности, а также разбалансированности и прочее. Кроме того, запрограммированный чип может менять напряжение и мощность, фиксировать вручную температуру спирали, таким образом, оберегая от перегрева. Среди функций, которые реализует плата блока питания, такие сложные, как контроль величины заряда, емкости батареи, сопротивления спирали, количества сделанных вдохов, время одной тяги и общая длительность всех затяжек. В некоторых моделях есть функция автоматического выравнивания заряда батареи, заряда от USB-разъема, подачи напряжения на спираль испарителя в обход управляющей платы, а есть такие, которые за счет программы чипа можно использовать, даже пока заряжаешь девайс по USB. Аккумулятор часто соединен со светодиодом, который на кончике электронной сигареты может создавать имитацию тления.
Вторая часть любого вейпа – это испаритель, парогенератор, так называемый атомайзер, без которого электронная сигарета теряет свою основную функцию. Это та самая часть устройства, которая преобразует жидкость в пар. Происходит это при помощи крохотного спирального нагревателя, который может быть и в виде сетки или пластины из таких материалов, как фехраль (кантал), нихром, нержавеющая сталь, титан, никель, или . А фитиль в атомайзерах бывает в основном хлопковый или целлюлозный. Если в вейпе керамический нагреватель, то вата не нужна.
При этом атомайзеры делятся на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. И если в первых можно самостоятельно заменять нагревательный элемент и фитиль практически бесконечно, то вторые имеют сменные картриджи одноразового использования. Необслуживаемые атомайзеры, а иногда и электронные вейпы с ними называют клиромайзерами, а обслуживаемые – картомайзерами (среди типов электронных сигарет есть еще дрипки – те, что без бака, но в данной статье мы их не рассматриваем).
Кроме вышеперечисленного, почти в любой электронной сигарете есть некий резервуар с жидкостью. Это может быть колба или губка. Состав жидкости электронной сигареты, как правило, такой: дистиллированная вода, глицерин, пропиленгликоль, часто никотин – преимущественно солевой – и ароматизаторы.
Как это работает
Все просто – нажимая на кнопку старта (например, fire) или делая первую тягу воздуха, активизируем замыкание контактов в аккумуляторе, который подает электрический заряд в парогенератор. Спираль или другой нагревательный элемент раскаляется, нагревая жидкость до такой высокой температуры, что она приобретает газовое агрегатное состояние, то есть становится паром.
Теперь, когда мы «распаковали» электронную сигарету и усвоили принцип ее работы, можно рассмотреть первый из наших запросов: почему пара стало меньше, чем раньше, или из-за чего электронная сигарета перестала парить совсем.
Почему электронная сигарета не тянется, почему вейп не парит?
Причин, по которой ваш вейп-девайс перестал тянуть и выдает меньше пара, чем обычно, может быть несколько. Рассмотрим каждую в отдельности. Неисправности электронной сигареты могут быть в том числе и механические.
Села батарейка
Первая и самая распространенная причина кроется в аккумуляторе. Севший или разряженный аккумулятор не может подавать достаточно тока для разогрева спирали в парогенераторе, поэтому все устройство перестает работать в привычном режиме.
Аккумулятор заряжен, но не работает
Причина, по которой заряженный аккумулятор выходит из строя, простая – влага. Во время парения далеко не вся жидкость, попадая в парогенератор, успевает испариться. Часть жидкости (а чаще конденсат) остается внутри и может мешать выходу свежего пара и протекать на контактную площадку с аккумуляторной батареей. Вы поймете, что что-то не так, если услышите характерный звук «хлюпанья» во время работы устройства. Если вовремя не заметить его, то батарею можно выкинуть. Однако в том случае, если аккумулятор все-таки сух, то, возможно, вышла из строя плата, испортился чип.
Закончилась жидкость
Даже при полном заряде аккумулятора электронная сигарета или вейп могут перестать дымить, а извлечь пар будет невозможно, если в колбе закончилась жидкость или ее очень мало. То есть просто не осталось того, что должно быть паром, поэтому «парить» не получается.
Забились воздуховоды
Пыль, грязь, высохшая жидкость могут попасть в узкие отверстия забора воздуха или в сам мундштук, через который пользователь вдыхает пар. И в таком случае нормальная тяга становится проблемой, а также часто появляется привкус гари или жженого сахара.
Атомайзер загрязнился, вышел из строя
Парогенератор тоже подвержен внешним загрязнениям, туда тоже может попасть пыль или жидкость. В таком случае его работа будет нарушена, ток не сможет поступать на спираль и греть жидкость, что, соответственно, приводит к проблемам с тягой.
Атомайзер сгорел
Такое возможно, если не следить за уровнем жидкости в электронной сигарете. Представьте себе, что вы включили электрический чайник без воды. Представили, что будет? Риск необратимой поломки, вплоть до взрыва и возгорания, возрастает до предела.
Заводской брак
Если аккумулятор заряжен, а все детали вейпа новые, сухие и на первый взгляд в рабочем состоянии, а электронная сигарета все равно не тянется, не парит – значит, аппарат просто бракованный. Как правило, это заметно сразу, и единственное, что необходимо сделать в этом случае, – остановить его использование. Далее можно обратиться в сервисный центр, чтобы подтвердить или опровергнуть догадку.
Что делать?
Первый совет, который дают специалисты по вейп-девайсам по поводу их долгого и эффективного использования, прост: покупайте электронные сигареты только у зарегистрированных продавцов, у тех, кто торгует проверенной сертифицированной, не контрафактной продукцией. Этот нехитрый совет относится не только к самому аппарату, но и к комплектующим. То есть если меняете аккумуляторы – то только на качественные, если заряжаете от сети – то исключительно подходящими и рекомендованными производителем зарядными устройствами. То же относится и к жидкостям, которые используются в вейпах. Они также должны быть оригинальными, избегайте подделок.
Дабы избежать механических и прочих повреждений аккумуляторов, следует соблюдать простые правила хранения вейп-девайсов: держать и аккумулятор, и сам девайс подальше от металлических предметов и других электронных устройств, а также хранить в недоступном для детей месте.
Кроме того, как за любым другим прибором, за электронной сигаретой надо бережно ухаживать, в том числе вовремя чистить, не перегревать, не допускать попадания лишней жидкости, воды. После окончания срока использования этот электронный девайс требует грамотной утилизации.
Также существуют правила безопасности использования электронной сигареты, которых стоит придерживаться, дабы избежать преждевременной поломки. Во-первых, рекомендуется вдыхать пар медленно, не торопясь. В частности, число рекомендуемых затяжек в минуту – не более 16, иначе парогенератор не успевает «отреагировать». Слишком долго затягиваться тоже опасно для электроники – не дольше семи секунд. Ну и, конечно, делать паузы между тягами – не менее трех секунд. Важно и то, как вы держите девайс при использовании: электронная сигарета должна быть параллельна земле, дабы избежать минимальных погрешностей работы. Во-вторых, как и любому другому прибору с аккумулятором, электронной сигарете противопоказаны перегрев и переохлаждение. В первом случае есть риск возгорания элемента питания, во втором – резкое падение емкости, то есть аккумулятор может быстро разрядиться. В любом случае необходимо следить не только за уровнем заряда элемента питания (при возможности) и вовремя заряжать батарею, но и за уровнем жидкости в баке/колбе.
Если вы все-таки установили, что причина отсутствия нормальной тяги – неисправность аккумулятора, то попробуйте его «реанимировать».
Сначала почистим. Разберем электронную сигарету (отсоединим парогенератор от батареи) и протрем все части вейпа смоченной в спирте ватой. Соберем обратно и попробуем включить и попарить. В случае если аккумулятор после подобной процедуры по-прежнему не функционирует, надо заменить его и плату. Это можно сделать самостоятельно, разобрав электронную сигарету – отсоединить блок питания, отсоединить контакты, – и после установить новую с помощью паяльника, собрать аккумулятор заново. Есть и другой способ починки – обратиться к специалистам, которые, возможно, предложат вам ремонт электронной сигареты. Пожалуйста, помните, что у каждого устройства должна быть инструкция по эксплуатации. Не пренебрегайте обращением к ней до совершения манипуляций с вашим вейпом или электронной сигаретой.
В случае если причина того, что электронная сигарета не тянется, оказалась в атомайзере, то есть в парогенераторе, его можно продуть и почистить.
Чтобы продуть испаритель, надо сначала отсоединить атомайзер, удалить жидкость, потом набрать в легкие воздуха и с силой подуть в деталь. Повторить продувание несколько раз. На всякий случай рекомендуем приложить салфетку на другой конец детали, потому что пыль и накопившаяся грязь выходят с силой и могут испачкать все вокруг. Не забывайте обращаться к инструкции. Парогенератор можно еще и промыть, погрузив снятую деталь в воду на час. А после еще раз продуть и обязательно хорошенько высушить. Если и эти манипуляции не помогли, то стоит заменить атомайзер.
Вообще, чистить вейп необходимо регулярно. Не обязательно перед каждой зарядкой аккумулятора или перегрузке картриджа с жидкостью, но раз в месяц при активном использовании – нужно. Кстати, уменьшение пара, проблемы с тягой и появление постороннего привкуса свидетельствуют в первую очередь о том, что пришло время почистить электронную сигарету. Чистота девайса – залог долгой эксплуатации.