Различные химические составы аккумуляторов для вейпа: в чем разница
Источником питания во многих моделях вейпов служат сменные аккумуляторы. С несъемными аккумуляторами все более-менее понятно – надо просто следить за уровнем заряда и своевременно их заправлять. А вот сменные аккумуляторы вызывают много вопросов, особенно у новичков в вейпинге. Рассмотрим, какие аккумуляторы используются для электронных сигарет, в чем их преимущества и недостатки.
Формат аккумуляторов для вейпов
Ресурс аккумуляторов не бесконечен – рано или поздно они становятся бесполезными. Исчерпавшие свой ресурс АКБ подлежат утилизации, а для вейпа придется покупать новые аккумуляторы.
Первое, с чем необходимо определиться при выборе новых аккумуляторов, – это формат. Здесь ничего выбирать не нужно, потому что для разных моделей электронных сигарет подходит только один определенный формат. Под форматом подразумеваются физические параметры АКБ – высота и диаметр. Для вейпов чаще всего подходят аккумуляторы формата 18650. Это самый распространенный формат аккумуляторов, по размерным характеристикам аналогичный обычным пальчиковым батарейкам, которые используются в бытовых электронных приборах.
Формат 18650 расшифровывается следующим образом: высота 65 мм (6,5 см), диаметр 18 мм (1,8 см). Для некоторых вейпов нужны аккумуляторы других форматов. Чаще всего это представители форматов 14650 (14х65 мм), 26650 (26х65 мм), 20700 (20х70 мм), 21700(21х70 мм). Следующими важными параметрами, которые необходимо выбирать и подбирать, являются химический состав и емкость АКБ.
Химический состав и маркировка аккумуляторов для вейпов
От химического состава аккумулятора зависят их функциональность и безопасность. Так, у некоторых видов АКБ высокая отдача тока, у других этот показатель ниже. К некоторым видам аккумуляторов необходима дополнительная защита девайса в виде платы. И это тоже зависит от химического состава АКБ. Самый распространенный и известный тип аккумуляторов – литийионный (обозначается как Li-ion). Но под эту категорию подходит целый спектр АКБ различного химического состава, поскольку литий присутствует всегда, а вот ионы бывают разные.
Типичная конструкция литийионного аккумулятора состоит из трех частей – на концах анод (-) и катод (+), а внутри электрод. Анод практически у всех литийионных АКБ одинаковый – углерод/кремний и графит. А вот по катоду они различаются, и именно он придает каждому химическому составу особые технические характеристики.
Дополнительные обозначения аккумуляторов:
- IMR – литийионный АКБ с марганцевым катодом;
- ICR – литийионный АКБ с кобальтовым катодом;
- INR – литийионный АКБ с марганцево-никелевым катодом;
- IFR - литийионный АКБ с железным катодом;
- NCA – литийионный АКБ с никель-кобальт-алюминиевым катодом.
Теперь, разобравшись с маркировкой химического состава, рассмотрим свойства, характеристики, достоинства и недостатки каждого из них.
Литий-кобальтовые аккумуляторы
Самый распространенный вид АКБ для электронных сигарет – литий-кобальтовые аккумуляторы. К преимуществам этих АКБ относятся самая большая емкость в сравнении с другими видами и бюджетная цена. Однако есть и целый ряд недостатков: они несовместимы с быстрой зарядкой, склонны к перегреву на больших мощностях. Использование в вейпах лучше совмещать с защитной платой.
Литий-марганцевые аккумуляторы
Литий-магниевые АКБ характеризуются высокой отдачей тока, поэтому очень высоко ценятся среди обладателей мощных девайсов. Одним из важнейших преимуществ этих аккумуляторов является их способность разряжаться при высоком токе без чрезмерного перегрева. Поэтому они считаются одними из самых безопасных АКБ для вейпинга. Для их использования не обязательно иметь защитную схему, однако в мощных устройствах с высокой токоотдачей лучше перестраховаться и схему поставить. Несмотря на очень хорошие технические характеристики, у этих АКБ есть один существенный недостаток – они не бывают большой емкости.
Литий-марганцево-никелевые аккумуляторы
Данный вид аккумуляторов соединил в себе высокие показатели предыдущего типа и дополнился более высокой отдачей тока за счет никеля. Добавление никеля к марганцу в катодах таких АКБ сделало их буквально чемпионами по характеристикам. В этих аккумуляторах совмещены два важных фактора – малое сопротивление марганца и высокая энергия никеля. Безопасность на высоком уровне, защитная плата при использовании в вейпах не требуется.
Литий-фосфат-железный аккумулятор
Один из лучших АКБ в своей категории, отличающийся высокой надежностью и безопасностью. У литий-фосфат-железных аккумуляторов самый большой показатель параметра цикла «заряд-разряд». Это означает, что служить он будет дольше других видов, так как изначально создан с характеристикой 2000 циклов, а при правильном использовании и обслуживании может прослужить и дольше. Единственный минус таких АКБ – невысокая емкость, ниже, чем у аналогов литий-марганцевых и литий-марганцево-никелевых аккумуляторов.
Литий-никель-кобальт-алюминиевый аккумулятор
Технические характеристики этих АКБ ниже, чем у аккумуляторов, в катодах которых присутствует марганец. Их токоотдача и безопасность меньше, но есть несомненный плюс – они обладают большой емкостью. Кроме того, они оснащены очень крепким корпусом, за счет чего обладают устойчивостью к механическим повреждениям. В вейпинге их используют для мощных гаджетов с высоким потреблением, однако рекомендуется устанавливать защитную плату.
Защитная плата: что это и зачем она нужна
Защитная плата – это микросхема, которая монтируется на контакт вейпа со знаком минус. Это небольшое электронное устройство защищает аккумулятор от различных сбоев в работе электрической сети внутри вейпа. Рабочий диапазон литийионных аккумуляторов в зависимости от химического состава варьируется в диапазоне 4,2-2,5 вольт. При нарушении данных показателей аккумулятор может выйти из строя. Защитная плата стабилизирует разницу и перепады электросети. Некоторые виды аккумуляторов производятся с уже встроенной защитной платой, но по внешнему виду это определить сложно. В некоторых случаях на корпусе АКБ есть обозначение short-circuit protection, что в переводе означает «защита от короткого замыкания». Если данное обозначение есть, тогда все в порядке, дополнительная защита аккумулятора не нужна.