Образ жизни

История курения в самолете

История курения в самолете

Курение – одна из древнейших вредных привычек человека, ее история начинается еще с традиций южноамериканских аборигенов. В наши дни с курением ведется активная борьба на разных уровнях и на всех континентах. Одним из актов антитабачной кампании стал запрет на курение в самолете, а ведь еще пару десятков лет назад курить в полете было вполне обычным делом. И сейчас многих курильщиков интересует, почему раньше можно было курить в самолете, а сейчас нет.

Как было раньше

Сейчас в это сложно поверить, но в не столь отдаленном прошлом курение на борту самолета разрешалось практически во всех странах и на рейсах всех авиакомпаний. Более того, некоторые авиаперевозчики экономили на этом большие деньги. Как? Очень просто, благодаря пятнам никотина, которые образовывались в местах утечки воздуха. Сигаретный дым легко находил места, где были щели в обивке самолета. По скоплению никотиновых пятен инженеры легко находили нарушения в герметизации авиалайнера. Когда впервые встал вопрос о запрете курения в самолете, главными противниками его стали авиаинженеры, работники служб технического контроля и ремонта. Однако закон все-таки был принят. Первыми ввели запрет на курение в самолете американцы, закон был принят Конгрессом США в 1988 году.

А как было у нас?

В Советском Союзе до 1980-х годов прошлого века можно было курить в самолетах внутреннего и внешнего сообщения. Запрет на курение был только во время взлета и посадки. В 1986 году руководством «Аэрофлота» было принято новое правило – запрещалось курить на внутренних рейсах, продолжительность которых менее трех часов. Считалось, что пару часов даже самый заядлый курильщик может продержаться без сигареты. Международных рейсов это не касалось вплоть до начала 2000-х, когда антитабачная кампания, подтвержденная новыми на тот исследованиями вреда пассивного курения начала набирать обороты.

В СССР «Аэрофлот» был единственным крупным авиаперевозчиком. После распада Советского Союза и появления новых авиакомпаний все запреты и правила смешались. Небольшие молодые компании для привлечения пассажиров были готовы закрывать глаза на курение. В открытую мало кто позволял себе такое, но в туалетах большинство курящих пассажиров не стеснялись, а систем обнаружения дыма тогда в салонах самолетов еще не было.

Причины запрета курения в самолете

Самой очевидной причиной запрета курения в самолете на первый взгляд является пожароопасность. Однако за все время авиаперелетов не было ни одного ЧП, связанного с курением на борту. Одной из основных причин запрета компании называют заботу о некурящих пассажирах и детях. Жалобы некурящих и родителей несовершеннолетних регулярно поступали в администрацию авиакомпаний, а после научного доказательства вреда пассивного курения данный аспект стал основой антитабачных мероприятий.

Неочевидным, но достаточно серьезным поводом для запрета курения на борту стала экономия топлива. В самолетах, где пассажирам разрешалось курить, была постоянно включена вентиляция, а это означало повышенный расход топлива. Причем сравнительный анализ расхода топлива на рейсах для курящих и для некурящих показал экономию при запрете на курение в самолетах в сотни тысяч долларов.

История тотального запрета на курение в самолетах

С конца 80-х годов XX века начала широко распространяться кампания по борьбе с пассивным курением. В России история запретов начинается с начала 2000-х:

  • в 2000 году ввели запрет на курение в самолетах при продолжительности полета менее двух часов;
  • с 1 июля 2001 года внесли дополнение – запрет курить на бортах чартерных рейсов с длительностью полетов до четырех часов;
  • с 15 ноября в список запрещенных для курения входили уже 93 рейса;
  • с 2002 года действует тотальный запрет на курение в самолетах.

Последний «курящий рейс» российских авиакомпаний был совершен «Аэролфлотом» по маршруту Москва – Шанхай 30 марта 2002 года.

В Соединенных Штатах первой авиакомпанией, которая разделила места для курящих и некурящих пассажиров, стала «Юнайтед». Это произошло в 1971 году и было продиктовано заботой о некурящих пассажирах и детях, находящихся в салоне самолета. Постепенно вводились другие запреты:

  • в 1979 году запретили курение трубки и сигар на борту ввиду высокой пожароопасности этих табачных изделий;
  • в 1988 году в США полностью запретили курить на рейсах внутри страны длительностью до двух часов;
  • с 1990 года такой запрет распространился на перелеты продолжительностью до шести часов;
  • с 1998 года полностью запретили курить на всех внутренних рейсах;
  • с 2000 года запрет введен на все рейсы, включая международные перелеты.

В Европе первые попытки защитить права некурящих, вынужденных в полете дышать сигаретным дымом, были совершены в начале 1980-х годов. Авиакомпании разделили салоны самолетов на отдельные сектора – для курящих и некурящих. В конце 1980-х все страны и авиакомпании Европы постепенно присоединяются к тотальному запрету на курение в самолете.

Большинство стран Европы присоединились к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, одним из пунктов которой является запрет на курение в общественных местах, в том числе в транспорте. Российская Федерация присоединилась к конвенции 21 мая 2003 года. Единственным авиаперевозчиком Европы, который разрешает курение на борту своих самолетов, является немецкая компания Smintair. Однако это позволяется только на рейсах бизнес-класса.

В Азии меры борьбы с курением в целом достаточно жесткие. Турция, Сирия, Египет, Тунис и другие страны ввели высокие штрафы за курение на борту самолета. Самые жесткие меры предусмотрены на рейсах компаний Объединенных Арабских Эмиратов – штрафные санкции до 270 тысяч долларов и даже уголовная ответственность (тюремное заключение на срок до двух лет).

Как справиться с тягой к курению при перелетах

Большинство курильщиков негативно отреагировали на введение запрета на курение в самолетах. Многие жалуются на то, что при длительных перелетах испытывают сильный стресс и тяжелые физические недомогания из-за никотинового голодания. И это не шутки, ведь при бросании курить болят легкие, кружится голова, снижается тонус организма, нарушается сон.

Многие жалуются, что бросил курить – давление скачет и болят суставы. Проявление никотиновой абстиненции наиболее остро ощущается как раз в первые дни отказа от курения, поэтому при многочасовых перелетах без привычного табака курильщик может испытывать очень сильные физиологические недомогания и психологический стресс. Выхода из сложившейся ситуации два – бросать курить или использовать во время полетов никотинсодержащие препараты. В аптеках продается большой ассортимент средств никотинзаметительной терапии – пластыри, жевательные резинки, спреи, в состав которых входит никотин в небольших дозах. Эти препараты применяются в комплексной терапии никотиновой зависимости, а в конкретных ситуациях помогают легче пережить период вынужденного отказа от курения.

История курения в самолете

А что с альтернативными способами?

К альтернативам курению относятся электронные сигареты, вейпы и системы нагревания табака. При использовании этих устройств не выделяется дым, нет горения и неприятного запаха. До недавнего времени все эти гаджеты не попадали под ограничения антитабачного закона. Однако с начала августа 2021 года их причислили к никотинсодержащей продукции и ввели запрет на использование в общественных местах.

По новым правилам использовать в самолете вейп или систему нагревания табака запрещено, так же как и курить. Такие же меры распространяются и на кальяны. Несмотря на то что сейчас есть миниатюрные кальяны компактных размеров, которые легко переносить и перевозить, их использование в транспорте, а также на вокзалах и в аэропортах строго контролируется. Поэтому наслаждаться ароматом и решать, как делать миксы из табака для кальяна, курильщик может только на частной территории, в закрытом салоне автомобиля или в местах, специально отведенных для курения.