Глаз не отвести: почему харизму считали «божественной чертой» (а сейчас считают социальным скиллом)
Харимза — врожденный талант или приобретенный скилл?
В Древней Греции и в Римской империи харизма означала дар богов, печать, наложенную свыше. Харизму характеризовали как искру, данную при рождении, а не как социальный конструкт, которому можно обучиться. Выработанное греками ораторское искусство, краснословие, несмотря на то, что им можно обучиться, были частью харизмы. Но есть четкое разделение: каждый харизматик — прекрасный оратор и дипломат, но не каждый оратор и дипломат — харизматик.
На протяжении веков харизма не утратила статуса божественного, сакрального и сверхъестественного. Например, один из известнейших немецких юристов церковного права XIX века Готтхольд Рудольф Зом также причислял это качество к области внечеловеческого, а харизматиков — к избранным, обласканным дланью Господней. Смена ракурса с божественного к политическому принадлежит немецкому социологу Максу Веберу. Вебер составил своего рода реестр главных харизматиков, изменивших геополитический ландшафт и общество своего времени: Александр Македонский, Чингисхан, Ахилл — несмотря на мифологичность некоторых фигур, каждый из них является примером политического лидера.
Или это все-таки дар, свойственный политикам?
В книге «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» французский социальный психолог Серж Московичи придерживается веберовской позиции: герои его книг, например, Цезарь и Иосип Броз Тито, представляли из себя лидеров-харизматиков, чьи политические программы могли быть заведомо провальными или экономически недееспособными. И вместе с тем за ними шли нации. Главным теоретическим блоком, на котором Московичи строит свою книгу, является концепция Ницше о «витальной личности» — личности, вобравшей в себя густой концентрат обаяния всей жизни, представляющей из себя саму Жизнь — с ее могуществом и властью. Подзаголовок о психологии масс кажется наиболее убедительным. Московичи, как и, например, Виктор Франкл, много писал о том, что доверяясь лидерам, мы добровольно отказываемся от своего «Я» со всеми его несовершенствами и огрехами, но примеряем на себя черты лидера в качестве его паствы.
Или все объясняется с точки зрения биологии?
Разумеется, во второй половине ХХ века харизматики утратили статус небожителей, они по-прежнему могут занимать высшие посты в иерархии, но их умение уже кажется биологически или социально объяснимым. Например, группа ученых провела эксперимент: они поместили реципиентов в ФМРТ-аппарат, считывающий нейроактивность мозга, пока харизматичная личность рассказывала им какую-нибудь историю. Мониторинг активности показал, что при восприятии харизматичной речи в нашем мозгу отключаются нейронные структуры, отвечающие за рационализм, скепсис, внимательность или аналитику. Вместо этого задействуется так называемая сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ). СПРРМ отвечает совсем за другое: за способность мечтать, предаваться воспоминаниям и ностальгировать. Ностальгия — особенно интересное состояние, на котором можно спекулировать. Именно эпоха неолиберализма массово породила движение ораторов, которых мы сегодня называем популистами: например, целый авангард харизматичных британских политиков взывал к чаяниям масс о славном прошлом Британии — к ностальгии. Вероятно, такую популярность популистов можно объяснить тем, что содержание их речей о славном прошлом коррелирует с нейронными структурами, отвечающими за ностальгию.
Или же все объясняется с точки зрения социологии?
Еще одна теория, позволяющая объяснить харизматичность с точки зрения психологии и реакций мозга, принадлежит Йохену Менге, изучающему эффект харизмы в Кембридже. Оказываемое харизматиками воздействие он называет эффектом благоговейного страха. Согласно его гипотезе, когда человек идет на встречу с харизматиком, он, скорее всего, ознакомлен с рядом его заслуг и регалий, которые опять же, скорее всего, выше, чем у него. Даже если этот человек не является частью фан-базы харизматика, он будет слушать его из-за социальной иерархии. Что еще раз доказывает, что харизма — скорее социальный скилл, нежели особенность генетики или каких-либо врожденных способностей.
Какая она, харизма XXI века
В 2018 году группа ученых провела исследование, согласно которому харизме можно в определенной степени научиться, если знать какие именно коммуникативные способности нужно развивать. Влиятельность и приветливость — главные по мнению исследователей черты. Проанализировав поведение харизматичных личностей, наблюдая за их микромимикой, языком тела и тем, как близко они держатся в разговоре с собеседниками, как строят диалог, ученые выявили следующие черты: заинтересованность (возможно, поддельная) в собеседнике позитивные эмоции, вызываемые у собеседников в разговоре с харизматиком развитые вербальные и невербальные навыки люди с харизмой часто улыбаются они слегка экстравагантны подпускают собеседника ближе, чем на расстояние вытянутой руки Автор книги «Миф харизмы» Оливия Фокс Кабанэ выделяет три вида качества: харизму селебрити, фокуса и доброты. К первой Кабанэ причисляет голливудских звезд, музыкантов, фэшн-икон. Ко второй — людей, способных фокусироваться на собеседнике, слушать и понимать его потребности. К третьему — персон вроде Далай Ламы или Махатмы Ганди. В статье BBC спикеры утверждают, что харизматичные люди в речах и текстах чаще других прибегают к литературным приемам — метафорам, аллегориям и гиперболам. И вместе с тем, стараются не слишком усердствовать, чтобы их послание было понятно как можно более широкому кругу слушателей.
Популярность и харизма — одно и то же?
Нет. Оливия Фокс Кабанэ пишет, что популярность и харизма — близкие, но не тождественные друг другу понятия. Вы можете быть популярны без харизмы (такое бывает), а можете быть обворожительным, но при этом непопулярным. В качестве примера, Кабанэ обращает внимание на Стива Джобса — харизматичную фигуру, которую, впрочем, не любило большинство сотрудников. Джобс — подоходящий пример для иллюстрирования еще одного отличия между популярностью и харизмой. Многие отмечали манеру одежды Джобса: синяя водолазка, самые простые джинсы и кроссовки. Все это сигнализирует о мнимом равенстве между ним и его аудиторией простых американцев. Но обеспечивающий популярность имидж — внешний фактор, в то время как харизматичность — интернализированная, то есть идущая изнутри, способность. Все что относится к харизматичному, относится к телу: язык жестов, интонация, голос, озвучиваемые мысли.
Получается, харизме можно научиться?
По мнению профессора организационной психологии колледжа МакКенна Рональда Реджио, харизма состоит из трех способностей: экспрессивности (навыка говорить страстно и легко манипулировать чувствами), контроля (способности подстраивать свое поведение и речь под нужды и настроение собеседника) и чувствительность (умение слушать собеседника, чтобы он мог почувствовать себя нужным и услышанным). Сотрудник Массачусетского технологического университета Алекс Пентлэнд продолжил развивать мысль Реджио, и обнаружил, что все три параметра харизмы можно измерить эмпирически. Например, Пентлэнд следил за жестикуляцией харизматиков и темпом речи — язык тела ярче выражен, а скорость речи быстрее, чем у не харизматичных людей. К слову, исследование 2005 года подтверждает, что темп речи у людей с развитым навыком харизмы быстрее. Или вот: Пентдэнд заметил, что харизматики часто демонстрируют собеседнику заинтересованность в общении — слегка ерзают на стуле, показывая что не могут дождаться ответа, или пристально смотрят в глаза. У многих людей эти привычки доведены до автоматизма, но те, кто хотят научится харизме, вполне могут репетировать эти шаблоны поведения. В том числе, теоретический и практический блоки о овладении харизмой можно найти на мастер-классах или курсах.