Герои

Глаз не отвести: почему харизму считали «божественной чертой» (а сейчас считают социальным скиллом)

Врожденные черты или все же набор умений, которым можно обучиться на лекциях TED Talks? Рассказываем, как на протяжении веков менялось отношение к харизме и как эта черта воздействует на слушателей психологически.
Глаз не отвести: почему харизму считали «божественной чертой» (а сейчас считают социальным скиллом)

В Древней Греции и впоследствии в Римской империи харизма означала дар богов, печать, наложенную свыше. Харизму характеризовали как искру, данную при рождении, а не как социальный конструкт, которому можно обучиться. Выработанное греками ораторское искусство, краснословие, несмотря на то, что им можно обучиться, были частью харизмы. Но есть четкое разделение: каждый харизматик — прекрасный оратор и дипломат, но не каждый оратор и дипломат — харизматик. В течение веков харизма не утратила статуса божественного, сверхъестественного. Например, один из известнейших немецких юристов церковного права XIX века Готтхольд Рудольф Зом также причислял это качество к области внечеловеческого, а харизматиков — к избранным, обласканных дланью Господней. Смена ракурса с божественного к политическому принадлежит немецкому социологу Максу Веберу. Вебер составил своего рода реестр главных харизматиков, изменивших геополитические ландшафты и общество в целом: Александр Македонский, Чингисхан, Ахилл — несмотря на мифологичность некоторых фигур, каждый из них является примером политического лидера.

Глаз не отвести: почему харизму считали «божественной чертой» (а сейчас считают социальным скиллом)

В книге «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» французский социальный психолог Серж Московичи придерживается веберовской позиции: герои его книг, например Цезарь и Иосиф Броз Тито, представляли из себя лидеров-харизматиков, чьи политические программы могли быть заведомо провальными или экономически недееспособными. И вместе с тем за ними шли империи и нации. Главным теоретическим блоком, на котором Московичи строит свою книгу, является концепция Ницше о «витальной личности» — личности, вобравшей в себя густой концентрат обаяния всей жизни, представляющей из себя саму Жизнь — с ее могуществом и властью. Подзаголовок о психологии масс кажется наиболее убедительным. Московичи, как и, например, Виктор Франкл, много писал о том, что доверяясь лидерам, мы добровольно отказываемся от своего «Я» со всеми его несовершенствами и огрехами, но примеряем на себя черты лидера в качестве его паствы.

Разумеется, во второй половине ХХ века харизматики утратили статус небожителей, они по-прежнему могут занимать высшие посты в иерархии, но их умение уже кажется биологически или социально объяснимым. Например, группа ученых провела эксперимент: они поместили реципиентов в ФМРТ-аппарат, считывающий нейроактивность мозга, пока харизматичная личность рассказывала им какую-нибудь историю. Мониторинг активности показал, что при восприятии харизматичной речи в нашем мозгу отключаются нейронные структуры, отвечающие за рационализм, скепсис, внимательность или аналитику. Вместо этого задействуется так называемая сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ). СПРРМ отвечает совсем за другое: за способность мечтать, предаваться воспоминаниям и ностальгировать. Ностальгия — особенно интересное состояние, на котором можно спекулировать. Именно эпоха неолиберализма массово породила движение ораторов, которых мы сегодня называем популистами: например, целый авангард харизматичных британских политиков взывал к чаяниям масс о славном прошлом Британии — к ностальгии. Вероятно, такую популярность популистов можно объяснить тем, что содержание их речей о славном прошлом коррелирует с нейронными структурами, отвечающими за ностальгию.

Еще одна теория, позволяющая объяснить харизматичность с точки зрения психологии и реакций мозга, принадлежит Йохену Менге, изучающему эффект харизмы в Кембридже. Оказываемое харизматиками воздействие он называет эффектом благоговейного страха. Согласно его гипотезе, когда человек идет на встречу с харизматиком, он, скорее всего, ознакомлен с рядом его заслуг и регалий, которые опять же, скорее всего, выше, чем у него. Даже если этот человек не является частью фан-базы харизматика, он будет слушать его из-за социальной иерархии. Что еще раз доказывает, что харизма — скорее социальный скилл, нежели особенность генетики или каких-либо врожденных способностей.

Читайте также:
Поделиться: