Александрийская библиотека за день — легко: как научиться технике быстрого чтения
Одним из самых быстрых чтецов в мире является администратор Оксфордской библиотеки Дэн Холлоуэй. Холлоуэй говорит, что может прочитать 10 книг и толстых журналов в день. Самый важный инструмент в его технике скорочтения он называет гидом — это карандаш или палец, которым он подчеркивает строку, которую читает. Так Холлоуэй предотвращает так называемую читательскую регрессию — когда глаза возвращаются к уже прочитанным предложениям или, наоборот, забегают вперед. То же самое предлагают несколько школ скорочтения: закрывать прочитанную часть текста листом бумаги.
В блоге для The Guardian Холлоуэй пишет, что его техника наиболее продуктивна для чтения академической и теоретической литературы. Когда чтец сфокусирован на тексте в режиме болида Formula-1, у него постепенно отключается субвокализация (естественное ментальное проговаривание прочитанных слов), которая и является главным тормозом скорочтения.
Подавление субвокализации приводит к фокусировке на визуальном типографском образе — собственно слове, минуя внутреннее звуковое произношение. Учитель быстрого чтения Кэтлин МакУортер утверждает, что субвокализация — ненужный придаток, который можно устранить методикой скоростного чтения и контролем лицевых мышц (каждый обнаружит, что во время сфокусированного чтения он слегка задействует губы или челюсть).
Исследователь мозга и основатель института обучения «Альфа» Шон Адамс (за 24 минуты он может прочитать 300-страничную книгу) изучил, что при скорочтении работает та часть коры мозга, которая отвечает за мнемонические функции, то есть запоминание теоретической информации. По мнению Холлоуэя, такая техника не подходит для художественной литературы — там нечего запоминать, а при чтении фикшена мы работаем с эмоциональным и стилистическим содержанием, а не с усвоением информации.
Есть такой бостонский стартап под названием Spritz — он создан для того, чтобы помочь быстро и правильно фокусироваться на больших объемах текста. Разработчики Spritz утверждают, что нетренированный читатель фокусируется на каждой букве слова. Они ввели понятие «оптимальной точки узнавания» — когда человек должен сосредоточиться не на каждой букве, а на середине слова. Тренируясь искать ядро слова, мозг постепенно отучивается воспринимать чтение по буквам или слогам, а сразу воспринимает слово целиком.
Шумахеры от чтения вроде Холлоуэя идут дальше — у них расширенное поле восприятия текста. Если методика Spritz учит быстрому чтению слова, то у Холлоуэя сильнее развито периферийное зрение — он может охватывать всю строчку за раз целиком. Это объясняет секрет его скорости: при чтении книги всего лишь 20% времени уходит на обработку информации, остальные 80% занимает движение глаз. Получается, Холлоуэй читает одну строку примерно в шесть-семь раз быстрее обычного человека.
Чтобы увеличить охват зрения и свести к минимальному количеству переводы взгляда по строке, рекомендуют простой метод. В среднем книжный лист равен примерно 15–20 сантиметрам, поэтому лучше всего начать с узких колонок текста — например, с газетных статей. Не спешите, постепенно старайтесь охватить зрением половину текста, затем попробуйте сфокусироваться на целой строке.
Легко предположить, что быстрое чтение не способствует качественному запоминанию материала. Это не так. Ральф Радах, исследователь Университета Вупперталя, доказал, что скорочтение устраняет важнейшую помеху — субвокализацию. Субвокализация связана с кратковременной памятью; тренированные читатели же ее устранили.
Скорочтение работает не для всех — еще один миф. Понятно, что вряд ли каждый сможет достичь успехов Холлоуэя и проглотить увесистый том за полчаса. Однако повысить скорость чтения в два-три раза может каждый. В статье журнала Psychological Science in the Public Interest пишут, что высокие темпы можно набрать благодаря описанным в других карточках упражнениям, а также — все очень просто — благодаря практике. Дело в том, что у тренированных книгочеев широкий вокабуляр, поэтому им реже встречаются новые термины или понятия, выступающие препятствиями.