Культура

Self-partnered: что значит «быть в отношениях с самим собой»

Одиночество стало восприниматься как вирус: о его вреде пишут нейроученые, Британское правительство учреждает Министерство одиночества, которое должно уменьшить процент людей без пары. Кажется, что одинокие люди станут стигматизированной группой. Рассказываем, почему в ответ на попытки правительства регламентировать личную жизнь появились люди, заявляющие об отношениях с самим собой.
Self-partnered: что значит «быть в отношениях с самим собой»

Ни с кем и с самим собой

Вы наверняка помните громкую зоологическую антиутопию «Лобстер» Йоргоса Лантимоса о неком Городе, в котором всех расставшихся и одиноких людей отправляли в специальный отель, где они должны найти пару за 40 дней. В противном случае героев превращали в животных. «Лобстер» — при всей фантасмагоричности сюжета — вскрывает очень важные для современного общества проблемы: является ли добровольное или вынужденное одиночество стигмой? возможен ли выбор в пользу нежелания быть в отношениях, который не расценивался бы как дефективный? Есть мнение, что время, проведенное без партнера, компании друзей, наедине с собой считается «непродуктивным», «бесполезным» и даже «нездоровым».

В рамках самых различных норм самых разных обществ и эпох общество навязывает ценность идеи отношений с кем-либо и даже мысль о том, что есть ментальный и даже физический вред уединения. Один из самых показательных (в каком-то смысле даже поучительных) случаев медийной стигматизации произошел с не состоящей в отношениях актрисой Эммой Уотсон. В 2019 году в интервью журналу Vogue Уотсон выступила с критикой ущемления одиночек: на тот момент актрисе вот-вот должно было исполниться 30, у нее не было парня, она не задумывалась о перспективе брака и детей — при этом из-за своего социального статуса она чувствовала в свой адрес неодобрительное отношение как со стороны таблоидов, так и знакомых. В интервью Уотсон заявила, что у нее «отношения с самой собой», которые она назвала self-partnered-отношениями — тем самым введя термин, которым все чаще пользуются в английском языке.

Свидание с самим собой

Уотсон, пожалуй, стала первой женщиной, которая очень точно и емко выразила в паре слов — self-partnered — состояние очень многих людей, которые не просто отказались от отношений в традиционном понимании слова, но и начали относиться к своему Я как к партнеру, с которым тоже важно выстраивать отношения. Уотсон, разумеется, не одна. Джулия Кэмерон, автор бестселлера о том, как развить креативные навыки «Путь художника», пишет, что в качестве лучшего понимания своего Я нужно на регулярной основе устраивать свидания с самим собой: посещать выставки, кинопоказы, рестораны, чтобы избавиться от клейма общества и настроиться на диалог со своими потребностями.

Английская писательница Аби Джексон также считает, что быть одному — не равно быть одиноким; к ее статусу также легко крепится термин Уотсон, ведь Джексон состоит в отношениях с самой собой и даже ходит с собой на свидание. Писательница отмечает очень важный момент, в котором, думается, каждый может увидеть себя — то, как мы осуждающе смотрим на сидящих без пары в ресторане или кинотеатре людей. Джексон пытается разрушить этот стереотип: она заказывает столик на одного, выбирает праздничные наряд и аксессуары, и не собирается чувствовать себя виноватой перед публикой.

Примерно о том же в одной из глав книги «Любовь: сделай сам» пишет российский социолог отношений Полина Аронсон, которая вышла за себя замуж. Это о многом говорит: что отношения и даже брак с самим собой становятся не только приемлемы, различимы, но и имеют силу в официальном поле при узаконивании брака. В Америке, Японии и Африке эту процедуру называют сологамией — то есть отношение к себе как к идентичности, полноценной с самой собой, становится все более распространенным среди людей, которые чувствую себя вполне комфортно без парнтера.

Self-partnered: что значит «быть в отношениях с самим собой»

Брак? Не в этой жизни

Американская писательница и колумнистка Кейт Болик, прославившаяся текстами о том, что никогда не выйдет замуж, в своей самой знаменитой книге «Старая дева» — сплаве мемуаров и сборнике биографий — исследует жизни пятерых знаменитых «одиноких» женщин XX века. Болик замечает, что чем больше политической, экономической и социальной самостоятельности получает женщина, тем меньше она нуждается в отношениях и браке. По ее мнению, в штучном, частном порядке уже в предыдущем столетии многие осознали ложность заявления о том, что быть женщиной — значит быть женой и матерью.

Пол Долан, бихевиорист из Лондонской школы экономики в книге «Счастливы во веки веков» провел исследование, утверждающее, что женщины, которые предпочли вести жизнь без отношений, живут дольше, здоровее и по собственным оценкам чувствуют себя счастливее. Долан соглашается, что мы до сих пор живем в обществе, убежденном, что счастье связано именно с семьей и браком. В качестве примера он приводит актрису Дженнифер Энистон, которая появляется «на обложке каждого журнала как женщина без мужчины», но в действительности оказывается успешной персоной, чья жизнь полна интересных событий и она вряд ли нуждается в сочувствии.

Быть одному — унизительно?

Можно заметить, что сторонники идеи искоренения одиночества опираются на нейронауки и теорию нейротрансмиттеров. Действительно, считается нормальным, что человек должен проводить около 80% своего времени в обществе; что соприкосновение с приятным вам человеком или даже вслушивание в его/ее голос повышает уровень гормона окситоцина, отвечающего за счастье и позитивные эмоции; наконец, что одиночество воздействует на человека на клеточном уровне, повышая шанс появления болезни Альцгеймера, рака или кардиологического недуга. Вероятно, все эти доводы верны физиологически, но явно не могут использоваться для травли одиночек и вмешательства в их жизнь. Думается, социологи отношений сказали бы, что это один из примеров так называемого эмоционального капитализма — режима, вмешивающегося не только в политическую, но и в личную жизнь, тем самым устанавливая какие-то социальные нормативы и отклонения от них.

Self-partnered: что значит «быть в отношениях с самим собой»

Неприятие одиночества любопытно тем, что становится очередным примером ханжества, подкрепляющего и так существующие предрассудки по отношению к этой группе людей. Например, на уровне языка: после заявления Уотсон пресса попыталась выработать тот вокабуляр, который помог бы обойти слово «одиночество». Если задуматься, все слова, связанные с одинокими людьми, отдают пренебрежительной коннотацией: «холостой», «бессемейный», «одиночка», «без пары» — такие выражения будто бы накладывают печать. В этом контексте очень важно выработать новый термин, который смог бы в полной мере описывать статус людей, которые выбрали жить без отношений. Самое близкое (и одновременно неподходящее) слово — «одинокий», которое будто бы и означает самость человека, но в то же время указывает на его неполноценность. В этом смысле, английский язык несколько гибче и в двух словах способен передать социальную роль человека, желающего быть вне отношений. К слову, в XXI веке язык отношений и связанные с ними термины сегодня активно видоизменяются — о том какие понятия появились можно прочитать здесь. В этом смысле заявление Уотсон — важная попытка перепрограммировать не только язык, но и социальное отношение к людям, выбирающим жизнь без партнера; само понимание того, что быть одному вовсе не антипродуктивно или нездорово, на чем, например, и строил свое повествование Йоргос Лантимос в антиутопичном «Лобстере».