Культура

Почему мы не виноваты в желании быть популярными и «пролайканными» и при чем здесь всего две точки в мозгу

Нейронауки теперь объясняют все. В том числе и почему человек так хочет быть замеченным и одобренным. Все дело в двух зонах в коре головного мозга, которые влияют на нашу мотивацию и желание покупать товары, ассоциирующиеся с популярностью.
Почему мы не виноваты в желании быть популярными и «пролайканными» и при чем здесь всего две точки в мозгу

Кажется логичным предположить, что популярность – социальный конструкт, феномен, навязываемый обществу образами интеллектуалов, авторитетов и (держа в уме Instagram и соцсети) блогеров и инфлюэнсеров. Но что если, предполагают ученые, тяга к социальному одобрению, статусности, популярности заложена в нашем мозгу? Последние лет десять, с популяризацией нейронаук и бумом образовательного нон-фикшена, мы стоим на краю перепрошивки всех тех знаний, которыми последние полвека объясняются разные феномены. Особо впечатлительным вообще может показаться, что нейронаука способна объяснить практически все. Во всяком случае, теорией нейротрансмиттеров объясняются игромания, наркомания, мотивация или ее отсутствие, характер карьеристов и вообще многое, что связано с поведенческими и эмоциональными реакциями.

Что касается популярности, то ученые считают, что за желание быть «социально одобренным» отвечает точка в лимбической системе, которую называют вентральным стриатумом. Стриатум отвечает за удовольствие, получаемое за любую форму поощрения – от комплимента до подарка, от получения денег или еды, от лайка до хвалебного комментария под фото (к слову, не зря многие книги описывают разработчиков Facebook, первой соцсети, придумавшей лайк, тонкими психологами). Стриатум напрямую взаимосвязан с вентральным паллидумом –центром, отвечающим за достижения. Некоторые специалисты, например нейроученая Кристин Линдквист, называют вентральный паллидум мотивационной структурой. Антрополог и нейроученый Дэвид Либерман в книге «Самая нужная молекула» сравнивает эти две структуры с ребенком и взрослым, едущими в машине: первый канючит, требуя сладостей;, второй думает, нужны ли эти сладости, и если да, то продумывает самый оптимальный маршрут к ближайшему магазину. То есть стриатум отвечает за импульс желания, а паллидум – за стратегии и ходы, которые приведут к осуществлению этого желания. Таким образом, обе точки в нашем мозгу виноваты за то, что мы так хотим получать удовольствие от популярности и продумываем тактики, как эту популярность заполучить.

Почему мы не виноваты в желании быть популярными и «пролайканными» и при чем здесь всего две точки в мозгу

Желание быть видимым, услышанным, одобренным или «пролайканным» – вне зависимости от того, живете вы во времена соцсетей или в Викторианской Англии с ее хвалебными сонетами – зависит не столько от исторического и социального контекста, сколько от того, что у всех людей активны стриатум и паллидум. Обе мозговые структуры активизируются в подростковом возрасте и формируют в нас процесс, который психологи называют рефлексивной оценкой. Рефлексивная оценка – мнение человека о себе, базирующееся не на внутреннем субъективном анализе себя, а на мнении окружающих. То есть наше самочувствие еще зависит и от того, как стриатум и паллидум выделяют нейрохимические вещества в ответ на оценку извне. Если наше поведение, внешность или навыки проходят тестирование и получают условный палец вверх, то мозг выделяет окситоцин и дофамин – нейротрансмиттеры, отвечающие за социальное взаимодействие и удовольствие соответственно. Если же мы получаем дизлайк, то всплеска нейротрансмиттеров не происходит. К слову, многие приводят в пример, что человеку свойственно испытывать более острую реакцию на утрату, чем на приобретение. Поэтому негативная реакция расстроит вас сильнее, чем обрадует позитивная.

Здесь кажется логичным предположить, что если мы так стремимся к одобрению, то стремимся и ко всем сопутствующим атрибутам популярности – дорогим вещам, хорошим смартфонам с камерой, инстаграмным (ладно устраивающимся в философию соцсети) путешествиям и красиво поданным блюдам. Исследования показали, что доли головной коры мозга активизируются даже тогда, когда мы слушаем лекции популярных людей или же просто читаем их интервью или эссе в уважаемом медиа. Нейробиолог Мичиганского университета Кент Берридж называет желание походить на кумиров мотивационным магнитом. Это своего рода, пусть и с натяжкой, но система рефлексов Павлова, когда мы можем планировать модели поведения и предпринимать шаги к достижению популярности, даже того не осознавая, и все из-за двух структур в мозгу.

Почему мы не виноваты в желании быть популярными и «пролайканными» и при чем здесь всего две точки в мозгу
Читайте также:
Поделиться: