Колесница для города: в чем минусы электросамокатов и как сделать их экологичнее
У коронавируса при всех его катастрофических воздействиях есть один плюс — он ускорил процесс диджитализации практически всех сфер экономики и создал спрос на продукты, которые при альтернативном сценарии могли бы стать так востребованы лишь через несколько лет. Речь в том числе идет и о преображении урбанистической среды, еще точнее — передвижения по ней.
Во время первых карантинов в крупных городах стало появляться все больше электрических самокатов, которые зрительно, по числовым показателям и популярности вытеснили прокатные велосипеды. Полностью автоматизированы, не требуют дополнительных физических усилий или подготовки, развивают быструю скорость, разбросаны практически по всем локациям, поездка стоит недорого относительно такси. Электросамокат стал синонимом прогрессивного, думающего об экологии и организации городского пространства горожанина. Во-первых, самокат — это весело; еще один инструментарий лучше узнать собственный город и его неизведанные закоулки; помощник в составлении новых маршрутов. Наконец, самокат, как и любое другое транспортное средство, показывает, насколько хороша или плоха городская инфраструктура, что подталкивает общество к ее ревизии. Вместе с тем он полностью экологичен и не выделяет выхлопов.
Часть из этих утверждений легитимны и справедливы. Однако у электросамокатов есть ряд недостатков, которые остаются серым пятном как законодательной, так и общественной системы. Попробуем разобраться, что именно не так.
Травмоопасность
Возьмем как пример Израиль: поездка на самокате там разрешена только при условии, что у водителя есть шлем и он знаком с правилами дорожного движения. Также для любителей самокатов существуют определенные правила вождения и поведения на дороге. Точно так же без шлема вам не разрешат сесть за руль во Франции, Италии и Испании (к тому же там запрещено ездить по тротуарам). А в Великобритании, чтобы начать ездить на электросамокате, необходима специальная лицензия, получить которую можно только при сдаче экзаменов.
Езда на электросамокате травмоопасна как для водителя, так и для прохожих, особенно в России, где так любят ездить по тротуарам. Именно из-за этого в Шанхае, Джакарте и Сингапуре электросамокаты вообще запрещены. Если вбить два слова — «электросамокат» и «авария», поисковик выдаст десятки случаев аварий только за последние несколько месяцев если не с летальными, то с граничащими с травмами исходами. Согласно данным МВД, за 2020 год зарегистрирован 331 инцидент и шесть погибших.
Вне закона
Электросамокаты стали так распространены, что могут считаться полноправными участниками дорожного движения. Но не считаются. У них нет опознавательных номеров, для них не существует штрафов и четких правил и ограничений. Всякий инцидент или полноценная авария показывают пробелы в законодательстве.
Уже есть дискуссии о том, что необязательно повторять опыт Великобритании и обязывать людей сдавать экзамены, как это делают с мотоциклами и автомобилями. Достаточно ввести штрафы и установить ряд правил.
Экология
Существует популярное и полностью оправданное мнение: самокат — это экологично. Вместе с тем мы не понимаем всей комплексности экосистем транспорта. Самокаты действительно используют альтернативный источник бензина, но сама их конструкция, по мнению американских ученых, подвергает воздух большему загрязнению, чем мы можем представить. В этом виноваты не сами самокаты, а их устройство. Вы наверняка подходили к электросамокату, пытались активировать QR-код, но устройство показывало, что разряжено. Каждый день самокаты должны забирать, доставлять на станцию и заряжать — это делают на больших грузовых машинах, и именно это, по мнению ученых, сильнее загрязняет воздух. Логика такова: если бы самокатов не было, было бы лучше. Вместе с тем за день один самокат используют десятки людей с разным, порою небрежным стилем вождения — оттого он часто приходит в негодность. Чтобы забрать самокат, опять же необходима машина. А теперь представьте, сколько, скажем, в Москве ломается самокатов ежедневно.