Технологии

Киберпанк-2021: что такое киберфилософия и как андроиды могут изменить мир

Классический, расхожий киберпанк-канон: мир полностью компьютеризирован, сложной городской инфраструктурой управляет нейросеть, физическое воплощение технологий выражается в повсеместности андроидов и других смарт-гаджетов. Еще в 1980-х, на заре жанра, начатого писателями-фантастами Брюсом Стерлингом и Уильямом Гибсоном, подобные допущения казались спекулятивными. Сегодня попытка помыслить альтернативный технократический мир без искусственного интеллекта (ИИ) и роботов кажется невозможной.
Киберпанк-2021: что такое киберфилософия и как андроиды могут изменить мир

Из области развлекательного телевидения и литературы взаимосвязь человека и технологии давно перекочевала в область академических штудий: все больше философов и исследователей технологического прогресса обращаются к темам андроидов и ИИ, создаются новые интердисциплинарные учения вроде киберфилософии, робоэтики и философии сознания. Мыслители самых престижных академий анализируют, насколько этично взаимодействие человека и выполняющей его работу машины, нужно ли общаться с андроидом на равных, есть ли у него чувства, возможен ли искусственный эмоциональный интеллект. Философы сознания пытаются понять, в каких когнитивных категориях воспринимают мир машины. Есть ли у них сознание или это лишь симуляция сознания? Это не шутка: в Японии робот впервые начинает проводить религиозные ритуалы, о роботах-сиделках задумываются компании, предоставляющие паллиативную помощь, дроны (а дальше и андроиды) используются в военных и разведывательных операциях.

Киберпанк-2021: что такое киберфилософия и как андроиды могут изменить мир

Все это множество пересечений человека и технологий изучает киберфилософия, состоящая из множества субдисциплин. Киберфилософию можно разделить на два блока: первый изучает виртуальную природу технологий (то есть нейросеть и машинное обучение), второй — ее материальное воплощение (андроиды, дроны и гаджеты). Можно переложить это на академический язык эпохи Просвещения, когда философы изучали душу и тело.

Главный вопрос, интересующий киберфилософов, изучающих ИИ, — есть ли у нейросети сознание и способна ли она им овладеть. Здесь часто приводят в пример мыслительный эксперимент о так называемом философском зомби. В отличие от монстра из хоррора, философский зомби — это такой воображаемый двойник человека, обладающий теми же поведенческими и эмоциональными шаблонами, что и человек. Проблема в том, что философский зомби, как и андроид, заучил нормы и паттерны, но его сознание не основано на нейробиологической природе, как мозг человека. Поэтому такой двойник лишен квалиа — сознательных переживаний. Яркая иллюстрация философского зомби — андроиды из сериала «Мир Дикого Запада». Например, одна из героинь-андроидов — Долорес, услышав дурные новости, даже может прослезиться. Но ее создатели сомневаются в аутентичности реакции: это ее действительное переживание или же заученный путем машинного обучения фидбек? Ведь наше сознание — это что-то большее, чем набор поведенческих инструкций и реакций.

Киберпанк-2021: что такое киберфилософия и как андроиды могут изменить мир

Второй блок изучает «телесность» технологий и то, как ее материальность влияет на человеческий мир. Например, киберфилософов волнует этическая сторона задействования дронов: их используют дистанционно, сидя в тысяче километров от зоны боевых действий. Но насколько этично воевать посредством таких машин через экран монитора? Что если андроиды будут воевать? Они могут работать 24/7, не устают, будут явно физически сильнее человека, наконец, им неведом страх смерти. Скорее всего, война будущего не будет состоять из сражающихся роботов — это было бы человеческой утопией, — она будет основываться на батальонах как людей, так и андроидов. Здесь возникает вопрос: этично ли задействовать силу, против которой человек не выстоит?

Киберпанк-2021: что такое киберфилософия и как андроиды могут изменить мир

Другой, менее очевидный, но все же популярный ракурс — андроиды в быту. Например, в Японии есть большой разрыв между смертностью и рождаемостью: детей все меньше, в то время как паллиативная помощь продлевает жизнь старшего населения. За все растущим процентом стариков должен кто-то присматривать: уже тестируются андроиды, которые будут помогать не только физически, но и психологически. Такие роботы-сиделки должны скрашивать чувство одиночества пожилых людей, говорить с ними на присущие этому возрасту экзистенциальные темы — о старении, прожитой жизни, осознании собственной конечности.

Здесь мы вновь сталкиваемся с парадоксом философского зомби: может ли выработаться прочная эмоциональная связь с машиной, которая лишь симулирует проявление чувств? Уже сейчас в социологии отношений существует понятие эмоционального труда — например, когда в список ваших обязанностей входит притворство: мало кто верит, что стюардессы — самые счастливые люди на планете, неамотря на то что они без конца улыбаются. Нет, это просто часть их работы. Схожая ситуация с андроидами-сиделками: они действительно смогут разделить груз эмоционального бремени или же это часть их работы?

Еще более сложная ситуация с воспитанием. В недавнем, представленном в Каннах фильме «После Янга» показан мир, в котором стало нормой использовать андроидов-нянек или учителей. Уже в 1970-х, во времена обычных телевизоров философы предсказали, что подрастающее поколение будет чаще взаимодействовать с гаджетами, чем с живыми людьми, и спрогнозировали, как это повлияет на их эмоциональные и социальные навыки. Такие люди будущего не будут учиться подлинным шаблонам поведения, а смотря на андроидов, будут видеть лишь зеркало — ведь грань между человеком прошлого и человеком, научившимся всему у машины, становится все менее осязаемой.