Как VR меняет методологию образования
Первое упоминание виртуальной реальности появилось в научно-фантастическом произведении Стэнли Вейнбаума «Очки Пигмалиона», вышедшем в далеком 1935 году. Для того времени эта идея была исключительно фантастической и жила лишь в фантазии автора. Но цифровая революция и стремительный научный прогресс спустя восемь десятилетий сделали эту мечту реальностью, к которой может прикоснуться каждый.
История VR-технологий началась с гарнитуры Oculus Rift, выпущенной в 2012 году. Подключенное к монитору устройство погружало пользователя в трехмерный видеоряд. С тех пор виртуальная реальность сильно эволюционировала и достигла почти фантастических высот. VR-устройства стали более компактными, мобильными и мощными, а развитие технологии 5G позволило использовать их из любой точки мира. Это способствовало повышению общего уровня доступности таких устройств и сделало их инновационным инструментом не только в индустрии развлечений, но и в мировой образовательной среде.
Несмотря на масштабные достижения, которыми ознаменовался XXI век, основная методология населения в большинстве своём не претерпела кардинальных изменений. Формы обучения остались прежними по своей сути: прослушивание материала от учителя и диалог с ним, ответы на его вопросы, чтение учебных материалов, подготовка к письменным проверочным работам. Но опыт зарубежных стран показал, что интеграция в образование технологии виртуальной реальности может существенным образом изменить процесс обучения, сделать его более доступным, интересным и соответствующим сегодняшнему дню. Виртуальная реальность может перенести к руинам построек Древнего Рима, позволить им смешивать летучие химические вещества и наблюдать за их реакцией без риска причинить себе вред, и (привет фантастам начала прошлого века!) не только наблюдать за виртуальными мирами, но и взаимодействовать с ними. Кроме того, VR-технология может стать чрезвычайно полезным решением для учащихся с ограниченными возможностями или испытывающих трудности в обучении. Они смогут получить обширное представление об окружающем мире в безопасной и контролируемой среде.
Просто представьте: многие учащиеся уже получили возможность прямо в пределах класса или аудитории посетить любую страну, любой объект культурного наследия или невероятные природные ландшафты и рассмотреть их со всех сторон. А можно вообще отправиться на Международную космическую станцию! Современные камеры, обеспечивающие 360-градусную съемку, а также новые приложения (такие как, например, Google Expeditions, поспособствовали тому, чтобы виртуальная реальность стала эффективным инструментом обучения, дала как учащимся, так и преподавателям новые возможности в методологии образования, аналогов которым не было за всю историю человечества. Такая практика уже активно используется в различных учебных заведениях западных стран более чем шестью миллионами, по данным CNN. Согласно прогнозам технологического ресурса [Built In] (https://builtin.com/), использование VR-технологий резко возрастет в течение ближайших пяти лет. Они будут использоваться в двух ключевых формах – с помощью очков виртуальной реальности и иммерсивного класса. Последнее представляет из себя проекцию видеоряда на белые стены класса, что создает эффект достаточно глубокого погружения в происходящее.
Однако, и это важно понимать адептам цифровизации образования, подобные технологии вряд ли созданы, чтобы стать основным методом обучения – скорее мощным дополнением к классическому формату. Они призваны сделать его разнообразнее и способствовать его усвоению. Так, например, Джереми Бейленсон, профессор Стэнфордского университета и основатель Стэнфордской лаборатории виртуального взаимодействия с людьми, считает, что некоторым аспектам различных дисциплин вовсе не нужна виртуальная реальность. Например, объяснение правил правописания будет намного доходчивее доноситься на доске. А вот изучение строения ДНК, животной клетки или человеческой анатомии, напротив, вполне можно переместить в виртуальную реальность для большей наглядности. Что уж говорить о представляющейся возможности «путешествовать», не вставая из-за парты! Так, вышеупомянутые Google Expeditions создали несколько впечатляющих пространств виртуальной реальности для студентов – от плавания с китами до полета на Марс.
Кстати, VR-технологии способны быть отличными помощниками для населения. Например, система TeachLiVe позволяет преподавателям попрактиковаться в ведении занятий в условиях виртуальной реальности. Учитель взаимодействует с аватарами, созданными с учетом психотипов людей различных возрастов, и таким образом может оттачивать свои навыки коммуникации и преподавания. Более того, компания Crosswater Digital Media даже создала систему, которая воссоздает потенциальные конфликтные ситуации и дает возможность преподавателям тренировать свою стрессоустойчивость и умение вести диалог.