Заметки о том, как делать заметки: что такое зеттелькастен и как лучше всего делать записи
Пытаетесь приучить себя к ведению заметок, но не можете найти нужную методологию? Или же на протяжении нескольких лет ведете несколько дневников и не можете быстро найти нужную запись? Рассказываем, как метаобразование помогает людям делать эффективные записи и что такое зеттелькастен.
Учиться учиться
Приставка «мета» стала особенно популярной в искусстве постмодернизма, когда многие его сферы стали изобретать новые повествовательные стратегии и формы подачи материала. В эпистемологии эта приставка придает последующемe слову значение «о себе». Так, метатеатр – это постановка, в которой ее герои знают, что они персонажи и выдумка автора, а сами они застряли в камерных декорациях пьесы; то есть это театр, осознающий себя театром. Метароман – текст, в котором герои тоже знают, что застряли на страницах книг, а иногда и сами пишут роман в романе, в котором есть персонажи, понимающие свое положение. Точно так же появились дисциплины, размышляющие о собственной роли и пользе для человека. Метаданные стали сферой, которая изучает роль данных, а метаисследования критически оценивают другие исследования. То есть подобные метадисциплины рассматривают значение сфер и институций, из которых выросли.
В пересказе это может прозвучать смешно, но есть метаобразование, которое – и это не тавтология – учит людей учиться. То есть оценивать ставшие классическими методологии и практики, пытаясь разобраться, какие из них наиболее эффективны и экспериментально обоснованы. Существуют даже специальные курсы, которые объясняют, как именно необходимо учиться, перед тем как непосредственно приступить к самому процессу обучения. Например, некоторые коучи особенно настаивают на так называемой культуре записи – привычке штудировать учебные материалы с ведением заметок, куда следует выписывать терминологию, концепции и идеи. Кажется, это интуитивно понятный процесс и для этого не нужно метаобразование. Однако любая заметка, отделенная от контекста, рискует быть забытой или потерять значение и смысл для исследователя, когда он к ней вернется. Метаобразование учит не только тому, как обучаться, а как использовать различные техники, чтобы они работали.
Шесть стеллажей памяти
История с заметками – не случайный пример, а иллюстрация того, как культура записей может оказаться бессмысленной, если не прибегнуть к метообразованию, которое анализирует, как помещать полученные знания в контекст. Для этого их нужно уметь каталогизировать – что может привести еще и продуктивности мысли. За свою жизнь немецкий социолог Никлас Луман написал более 70 книг и около 400 статей. Это были первоклассные, а не сделанные наспех работы, которые снискали академическое одобрение, а сам Луман стал одним из самых видных социологов ХХ века. Луман признавался, что практически не пользовался компьютером и довольно медленно печатал на машинке двумя пальцами. Вместо этого он предпочитал старинный метод записи от руки. Его плодовитость заключалась не в скорости, а в поиске материала исследования. Дело в том, что Луман был одним из главных популяризаторов метода зеттелькастен – системы организации записи заметок.
Слово «зеттелькастен» происходит от прагерманских слов «зеттель» («лист бумаги» или «заметка») и «кастен» («ящик»). В старину зеттелькастеном называли функциональный предмет мебели, представляющий собой шесть стеллажей, в каждый из которых помещались четыре квадратных ящика. Такие еще можно встретить в библиотеках, архивах или кабинетах. Зеттелькастен был и у Лумана (его можно увидеть здесь). Этот шкаф он называл «собеседником и причиной своих академических успехов», отмечая что, «собственным умом он бы не дошел до множества идей». Дело в том, что зеттелькастен использовался Луманом для хранения заметок, ведь в ящички он складывал квадратные листочки (размеры: 148×105 мм, DIN A6) с пометками, которые впоследствии привели к написанию 70 книг.
Как делить идеи на секции
Луман делил записи на три секции: повседневно-бытовые, заметки для архива и заметки для отдельных проектов. Так, повседневно-бытовыми заметками могли быть в спешке выписанные цитаты, список литературы, термины, которые затем переписывались и дополнялись в заметки для архивов. Луман уделял важное место помещению чужой идеи в контекст, поэтому выписывал не только любопытную цитату, но и дополнял ее своими мыслями, связывал ее с другими феноменами и конструктами. На одной стороне социолог выписывал цитату, помечал, из какой она книги, на какие другие труды ссылается (если ссылается). На другой – помещал ее в контекст своих собственных размышлений и ответов. Так выстраивалась стройная и умная система заметок со своей иерархией и взаимосвязями.
Все архивные карточки Луман нумеровал и помечал буквами: например, карточка №1, №2 и так далее; однако если после написания карточки №4 Луман находил новую идею, с ней связанную или ее дополняющую, то он создавал заметку-примечание и подписывал ее №4а, а примечание к ней – как №4б. Луман, работая над штудированием одной области, понимал, что будет нуждаться в трудах из смежных областей, а его исследования могут оказаться на перекрестке нескольких дисциплин. Поэтому он помечал заметки отсылкой к другим заметкам, которые могут понадобиться для более глубокого понимания феномена. Вместе с тем архивные заметки могли вовсе не касаться какого-то проекта, а быть картотекой размышлений на самые различные темы – о ботанике, астрономии, супружеской жизни, лени, истории средневекового быта. Если же он работал над конкретным проектом в академических целях, то помещал записи в отдельный ящик, но по той же схеме.
Чем зеттелькастен лучше блокнота
Прежде всего, тем, что записывая мысль в блокнот, вы вряд ли сможете ее дополнить спустя какое-то время. Допустим, на 23-й странице вы кратко конспектируете термины из книги по литературоведению, затем на следующей странице выписываете цитаты из романа, после записываете собственные мысли о чем-то еще. Когда вы наткнетесь на идеи, пересекающиеся с конспектом на странице 23, то захотите записать их так, чтобы оформить между ними связь, но нужная страница полностью исписана. Делая запись в блокноте, вы должны понимать, что как бы бетонируете ее и мешаете проведению связей. Заметка отлична от страницы, а потому может перемещаться из одной секции в другую.
Пожалуй, самыми совершенными являются древовидные системы вроде аутлайнера или интеллект-карты, ведь они позволяют составлять нелинейные заметки, которые можно соединять с другими пометками, а также дополнять их примечаниями, как и зеттелькастен. Банально, но огромное преимущество нелинейной умной системы заметок в том, что она не скреплена переплетом, как блокнот, а значит, идеи могут перемещаться в удобном для вас порядке, их можно тасовать, как карты, а примечания к заметке №3 всегда можно создать на новом листе с пометкой №3а.
Чем так полезен шкафчик для заметок
Есть что-то символичное и обязывающее в ведении аналоговых заметок во времена тотального доминирования технологий. Во-первых, деревянный ящик или картонная коробка, поделенная на секции для складирования записей, как бы намекают своим присутствием, что к ним необходимо возвращаться. В этом и смысл зеттелькастена – в постоянной ревизии, проведении связей и пополнении. Исследования показывают, что нелинейные системы конспектирования лучше влияют на запоминание, конструирование связей и креативность, то есть на способность эти связи находить. Во-вторых, заметки как бы сами собой подразумевают письмо от руки. Когнитивный психолог и исследователь дизайна повседневных вещей Дон Норман в нескольких своих текстах отстаивал аналоговые и кажущиеся сегодня старомодными привычки вроде писания от руки. Норман уверен, что письменные заметки помогают лучшему усвоению информации. Сразу ответим на назревающий вопрос: метод зеттелькастен возможен и для онлайн-платформ: Notion, Zettlr, iA Writer. Но есть что-то чарующе старомодное в ведении письменных заметок.
Кроме того, зеттелькастен способствует навыку отбора информации. Луман призывал выписывать самую увлекательную, полезную и ценную информацию, оставляя вторичные мысли вне заметок. Есть так называемая ошибка коллекционера – неспособность критически осмыслить информацию, выбрать самые необходимые сведения и сваливать все в кучу. Зеттелькастен не только помогает все систематизировать, но и способствует тренировке когнитивного навыка – точного видения нужного и ненужного. Особенно к нему приучает размер заметок – они небольшие, поэтому нужно тщательно выбирать, что на них записать.
Семь простых правил, чтобы начать
-
Кристиан Титз, программист и большой поклонник зеттелькастена, ввел термин – «метод атомарности». Одна заметка – одна идея.
-
Заметки должны быть автономны. То есть их содержимое должно быть самостоятельно – в отрыве от остальных записей. Исключение составляют заметки-примечания, которые помечают не только номером, но и буквой, например №4в, и они служат дополнением к карточке №4 и всем его производным. Такие заметки служат обрамляющим контекстом друг к другу.
-
Мало добавлять к заметкам примечания, нужно объяснить, почему и как они связаны. Это важно и потому, что память коротка, а вы, вероятно, забудете через годы, какая между ними связь. Это может казаться вам очевидным сегодня, но может сбить в будущем. Поэтому сегодняшний вы всегда думайте о себе завтрашнем и проводите четкую письменную связь между заметками.
-
Луман не забывал работать со списком литературы, не забывайте и вы. Он всегда указывал откуда взята цитата или идея, чтобы всегда можно было вернуться к первоисточнику. Обычно удобнее делать это на обратной стороне заметки.
-
Старайтесь описывать идеи своими словами. Это не только поможет ее пониманию в знакомых вам терминах, но еще и упростит возвращение к заметке через полгода или год. Термины или сложные конструкции забываются, а ваше их разъяснение – нет.
-
Важны не только ваши интеллектуальные изыскания, но и эмоиональные впечатления. Если какая-то идея натолкнула вас на размышления или ощущения, запишите – вдруг пригодится. Может быть, это превратится в секцию о эмоциональных заметках. Например, в британских университетах есть практика так называемого рефлективного письма, рассчитанная на чувствительных студентов, чтобы они делились эмоциональными впечатлениями от прочитанного и процесса обучения.
-
Совет для тех, у кого собралась небольшая коллекция записок. Наверняка ваши заметки относятся к двум-трем темам, поэтому рекомендуем создать заметки-оглавления. Скажем, у вас есть по 50–70 заметок на две темы: история Запада и медиевистика. Важно их разграничить и выделить в отдельные системы.
Зеттелькастен, будучи системой древовидного ведения заметок, удобен преимущественно своей мобильностью: карточки, в отличие от страниц блокнота, не связаны переплетом, их можно тасовать в удобном вам порядке, а простая система навигации с помощью цифр и букв поможет связать записи между собой. К тому же если зеттелькастен существует уже несколько столетий и не исчезает даже в цифровую эпоху, то, вероятно, стоит призадуматься: может, и правда лучшего способа записи еще не придумали?