Образ жизни

Ваше резюме, пожалуйста: почему поиск партнера превратился в собеседование

Сегодня выбор, с кем быть, слишком сложный процесс. Есть целый ряд требований и критериев: как выглядит, какой доход, как одевается. Пытаемся разобраться, почему мы уже несколько столетий так тщательно подходим к поиску партнера и почему это напоминает трудоустройство.
Ваше резюме, пожалуйста: почему поиск партнера превратился в собеседование

Вспомним классический сюжет романтической литературы (к слову, свойственный и русской литературе XIX века) — мезальянс: порицаемый союз, по мнению классового общества, представляющий собой дисгармонию. За несколько столетий до появления так называемой социологии отношений и чувств, литература ухватила важный психологический принцип, которым мы пользуемся и сегодня (и, рискнем предположить, тысячелетия назад, если держать в голове древнегреческие мифы о браках богов и смертных).

Мы можем заявить, что выбор партнера — часто очень индивидуальный, интуитивный, даже ситуативный процесс. Вам могут нравиться люди совершенно разной внешности и склада ума — так получилось, что вы встретились, что называется, в нужном времени в нужном месте. Все зависит от ситуации. Вероятно, такое случается. Однако психологи и социологи склонны думать, что почти все мы руководствуемся неким шаблоном. Этот феномен называют поведенческой экономикой, то есть когда при выборе партнера мы прежде всего думаем о том, чтобы он отвечал нашим собственным стандартам. Если вы красивы, имеете образование за рубежом, одеваетесь в двубортный костюм и лоферы, то будете искать похожего кандидата с аналогичными (или очень схожими) критериями. Сентименталист может возразить: ведь есть внутренний мир. Психолог пожмет плечами: может и так, но подобная логика стала нормой и даже звучит логично; хоть у этого есть и явно негативная окраска, ведь выбор партнера (даже слово очень корпоративно) напоминает собеседование с HR-специалистом.

Ваше резюме, пожалуйста: почему поиск партнера превратился в собеседование

Браки, где социальные, академические, интеллектуальные и финансовые биографии обоих супругов очень схожи, называются ассортативными. Именно ассортативность становится важнейшим конструктом в отношениях общества, в то время как расхождение статусов двух людей если не маргинализируется, то порицается. Об ассортативных браках как новой норме говорит рост подобных союзов: если в 1960 году только 25% мужчин с университетскими дипломами женились на женщинах с высшим образованием, то к 2005 году показатель возрос до 48%.

Мы упомянули топ-игроков этого рынка отношений. Разумеется, теория поведенческой экономики относится и к людям без высшего образования, с низким достатоком и социальным капиталом — они также выбирают партнера «под стать». В таком случае что делать с менее очевидной срединной прослойка общества? Допустим, человек обладает конвенциональной, принятой внешностью, но имеет низкий достаток или не самый глубокий и живой ум. Или, напротив, он(а) много зарабатывает, имеет за спиной богатый культурный опыт, но нормативно некрасив. В данном случае работает феномен под названием «гедонистическая адаптация».

Все по порядку. Группа исследователей проверила поведенческие шаблоны пользователей при выборе партнера на сайте знакомств Hot or Not. Для этого они анализировали предпочтения людей с не самой привлекательной внешностью в формате speed dating — кому участники эксперимента предложат пойти на свидание. Ученые заметили, что такие пользователи снижают планку внешности, выбирая людей согласно стандартам собственной внешности. Именно это и называют гедонистической адаптацией — выстраиванием выбора под исходные самого выбирающего. При этом ученые заметили, что люди с не самой привлекательной внешностью пытаются рационализировать свой выбор вне эстетических терминов: в серии интервью они объясняли, что руководствуются не понятиями о красоте, а интеллектом, эмоциональной зрелостью и интересностью, которыми должен обладать потенциальный партнер. Гедонистическая адаптация — своего рода рычаг, который позволяет психике приспосабливать реальность под себя, чтобы избежать дискомфорта или занижения самооценки.

Кажется, если держать в уме рост ассортативных браков, то скоро в обществе появится полноценный класс, состоящий только из гармоничных альянсов.