Смирись и расслабься: что такое эпистемическое смирение
Если подумать, между царем-самодуром и современным начитанным, твердо стоящим на своих убеждениях интеллектуалом много общего. Монарх стремится окружить себя свитой, исполняющей чисто декоративную функцию подсветки власть имущего и часто не выполняющей свои прямые обязанности — если нужно, подвергать сомнению решения правителя или советовать сменить тактику политической борьбы. Яркий пример — провал операции на заливе Свиней только из-за того, что штат Джона Кеннеди боялся ему перечить, хотя изначально тайно прогнозировал фиаско кампании. То же самое с людьми твердых убеждений: как и короли, они стараются взаимодействовать с людьми схожих убеждений — просто потому, что видение единомышленников соотносится с их картиной мира. Согласитесь, если вы закаленный либертарианец, вы вряд ли из чистого любопытства затеете дискуссию с социалистом.
В 2016 году в журнале The Journal of Positive Psychology опубликовали любопытную статью о том, что в плане личностного, карьерного и психологического роста идея окружить себя только единомышленниками или подхалимами — проигрышная тактика. Если слышать только то, что хочешь слышать, то невозможно научиться тому, что современные психологи называют эпистемическим смирением. Так называют процесс обучения и — пусть непростого — осознания собственной неправоты, которое достигается в полемике. Чего таить, большинство людей ревностно защищают свои убеждения, закрываясь в башне из слоновой кости, где достойными признания считаются только интеллектуальные воззрения того, кто прячется в этой крепости. В то время как за белоснежными стенами этой крепости бродят варвары.
Есть целый ряд психологических эффектов, которые мешают человеку признать неправоту. Во-первых, так называемый эффект привязки, то есть склонность изначально воспринимать получаемую информацию, что называется, в штыки. Во-вторых, согласиться с оппонентом мешает иллюзия достоверности, то есть явная склонность переоценивать весомость своих суждений. Наконец, предвзятость подтверждения — привычка отдавать предпочтение только той информации, которая согласуется с нашим мировоззрением.
Эпистемическое смирение дает целый ряд инструментов. Для начала — это признак широкого кругозора, открытости новым идеям и работы над подавлением эгоцентризма. Возможность поддерживать культуру дискуссии — отражение этической и интеллектуальной состоятельности собеседника. Вместе с тем дискуссия с подкованным собеседником — бесплатный интенсив чего угодно: просто слушая его, вы узнаете больше о ряде противоположных мнений — и возможно, сделаете некоторые тезисы своими.
Вместе с тем неспособность к эпистемическому смирению грозит репутационными потерями. Это можно показать на примере очень близкого к эпистемическому смирению понятия — интеллектуального смирения. Скажем, группа ученых опровергает теорию коллеги, который предпочитает пассивно-агрессивную защиту слушанию. Вероятно, кто-то из товарищей по цеху поможет прийти к альтернативному решению гипотезы, но наш ученый продолжает обороняться. Здесь срабатывает чисто человеческий фактор — подобное поведение приводит к падению кредита доверия и профессионализма. Совет один: если ваши теории или убеждения не выдерживают критики, лучший способ выйти сухим из воды и сохранить отношения — признать ошибку.
Один из способов научиться эпистемическому смирению — так называемый эффект «противоположного сигнала». Так называют стратегию осознанного принятия решений, которым вы противитесь. Более обыденный пример: расставшись с девушкой, вы будете прослушивать голосовые сообщения, скролить переписку, хотя самым продуктивным ходом будет перестать бередить память. Именно это усилие вопреки желанию и является «противоположным сигналом». В случае дебатов вам просто необходимо заставить себя слушать собеседника, не перебивая и не вставляя свои пять тезисов. Это первый признак смирения, ведь постепенно за способностью слушать появится опция «слышать», а там и возможность принимать более сильные аргументы человека по ту сторону стола переговоров. Наконец, у эпистемического смирения есть и психиатрический срез. Уже упомянутый журнал The Journal of Positive Psychology в своем исследовании отметил, что люди, научившиеся этому навыку, менее склонны к депрессивным эпизодам и предрасположены к достижению высокого коэффициента счастья. Если смог Будда, то сможете и вы.