Покрыться пылью: четыре популярных киножанра, которые больше никто не смотрит
Каждому десятилетию нужен свой киногерой: меткий стрелок вестерна 1950-х, детектив нуара 1940-х, киберпанк-хакер 1990-х. Какие-то из этих жанров остаются популярными и сегодня, какие-то, напротив, кажутся реликтами. Вспоминаем четыре некогда популярных жанра, которые сегодня кажутся безнадежно устаревшими.
Карате-боевик
На постсоветском пространстве азиатские боевики в их чистом, не разбавленном Голливудом виде показывали не так уж часто, а в фильмографии жанра, пришедшегося на 1960–1970-е годы, явно больше разбирались американские и британские зрители, у которых не было проблем с глобальным кинопрокатом. После Восток и Запад один за другим начали выпускать вестернизированный карате-боевик, уже знакомый зрителям 1890–1990-х: садящийся на шпагат Жан-Клод Ван Дамм, машущий пяткой Чак Норрис и гуттаперчевые Брюс Ли и Джеки Чан – главным повествовательным ядром была именно боевая хореография.
Карате-боевик перестал существовать как жанр после падения спроса аудитории на маскулинных и неистребимых героев. Но элементы карате остались: его влияние еще можно увидеть в дилогии «Убить Билла» и «Матрице».
Ромкомы
Чуть больше года назад, когда вышла комедия «Зависнуть в Палм-Спрингс», кинокритики заговорили о том, что, быть может, ромкомы еще рано хоронить. Но нет, романтическая комедия как жанр и вправду больше недееспособна. Впрочем, это были хорошие годы: с 1970-х по конец 2000-х вышли фильмы и сериалы, ставшие побронзовевшей классикой: «Ноттинг-Хилл», «Дневник Бриджит Джонс», «Друзья», «Как я встретил вашу маму».
Есть такая дисциплина – социология отношений, изучающая как люди выражают чувства в разные эпохи. Думается, один из таких исследователей заявил бы, что мы живем во время, когда матримониальный сюжет – константа всех романов сестер Бронте и Джейн Остин о женщинах и мужчинах, мечтающих о браке – перестал быть существенным. Все больше женщин и мужчин расставляют границы, прекрасно чувствуют себя в одиночестве и не стремятся сочетаться узами брака. Вероятно, всем надоело смотреть, как несчастные люди начинают светиться золотым светом, как только надевают обручальное кольцо.
Пеплумы
Так обычно называют протяженные, на три-четыре часа, исторические эпопеи с многотысячной массовкой, дорогими бум и бах и историческим реквизитом. Пеплумом вполне бы могли быть «300 спартанцев», если бы они шли еще примерно два часа, а коней, колесниц и воинов там тоже было бы в два раза больше. Легитимные примеры: «Бен-Гур», «Александр» и «Троя».
Тяжело сказать наверняка, почему пеплумы в их историческом срезе перестали пользоваться зрительским спросом. Понятен другой аспект – финансовые и производственные затраты, которых требуют съемки подобного кино. С небольшой натяжкой можно сказать, что пеплумы все-таки не исчезли, они трансформировались и сменили сеттинг и акценты. Теперь пеплумом можно вполне представить фильмы по Marvel или «Звездным войнам».
Самурайское кино
Кино о самураях ворвалось в мейнстрим-культуру в конце 1950-х – после того как Акира Куросава получил «Оскара» за «7 самураев». Интерес к такому кино не только со стороны азиатской аудитории вполне легко объяснить (он продиктован банальным этнографическим любопытством: что там за океаном? как выглядят японские их герои? с кем и чем они борются? во что верят?), тяжело поспорить, что такое кино любопытно и из-за боевых постановок: самураи и в самом деле были одними из самых кинематографичных бойцов, а их поединки на катанах напоминали хорошо поставленную хореографию.