Нейронная связь креативного разума: какие зоны мозга отвечают за креатив и как их тренировать
Существуют две максимы:
- талант мало что значит без упорного труда и оттачивания умений;
- как ни старайся, одним дано, а другим – нет.
Обе частично правдивы. Почему одни люди более креативны, чем другие, хотя у них, скажем, общий бэкграунд, образование и интересы; и, главное, отчего первым не нужно стараться, чтобы быть успешными в своей сфере, а вторым необходимо перелопатить гору литературы, постоянно совершенствоваться, чтобы и в этом случае не достичь положения «талантливых»? Верно и обратное: креативности можно научиться, добиться блистательного результата и, может быть, перещеголять тех, кому, как говорят, дано с рождения.
Нейроученые давно пытаются найти те зоны коры головного мозга, в которых заключена креативность, и объяснить, насколько эти участки податливы для манипуляций. Другими словами, можно ли воспитать в себе креативность, оптимизировать ее и развивать? Ответ – да. Прежде всего, когда мы рассуждаем об изобретательности, или, как говорят ученые, о дивергентном мышлении, нужно упомянуть два ментальных скиллсета, которые делают креативных людей креативными: когнитивную гибкость и когнитивную же выносливость. Гибкость отвечает за то, что мы в корпоративном мире назвали бы мультизадачностью. Когнитивная гибкость – это способность быстро переключаться с одной идеи или задумки на другую. Это воего рода брейншторм. Вспомните, к примеру, культовый сериал «Безумцы» Мэттью Вайнера о буднях нью-йоркских первопроходцев рекламной индустрии – они прописывают десятки идей для рекламных роликов за пару часов. Или же знаменитая сценаристская методика имени Аарона Соркина – 10 плохих идей. Лауреат Оскара предлагает по своей сути нехитрую схему: придумайте десять идей для сценария, отбросьте все самые нежизнеспособные и оставьте одну-две, но крепко сбитые. Таким образом, когнитивная гибкость – это способность в ускоренном темпе переключаться между зачатками идей, не испытывая при этом сильного стресса. К слову, если вы думаете, что когнитивная гибкость – это такой мыслительный многорукий Шива, то это не так. Ученые из Университета Вандербильта и Квинслендского университета утверждают, что когнитивная гибкость – это не сверхумение обрабатывать десятки идей одновременно, а хорошо тренированный скилл быстро между ними переключаться. Но и этого немало.
С этой способностью напрямую связана другая квалификация – когнитивная выносливость, отвечающая за более детальную, глубинную работу над идеей. Методика Соркина хорошо иллюстрирует и процессы когнитивной выносливости: когда из 10 идей (которые родились благодаря когнитивной гибкости) вы выбрали одну, то начнете развивать ее дальше. И здесь нужны не только креативность, но и усидчивость со способностью работать над идеей до тех пор, пока она не будет воплощена в жизнь.
Вместе с этими двумя когнитивными скиллами ученые выявили три сети, работающие во время мозгового креативного штурма. Первая – центральная исполнительная сеть (ЦИС), она задействуется при принятии спонтанных решений и мультизадачности. Следовательно, когнитивная гибкость – родом из ЦИС, находящейся в латеральной области фронтальной коры. Вторая – сеть выявления значимости (СВЗ), отвечающая за концентрацию на одном предмете; да, СВЗ, расположенная в поясной коре головного мозга, отвечает за когнитивную выносливость. Наконец, в средней префронтальной коре ученые обнаружили дефолтную систему мозга (ДСМ). ДСМ отвечает за функцию, находящуюся где-то посередине между когнитивной гибкостью и устойчивостью. ДСМ отвечает состоянию блуждающего ума, прокрастинации, расслабленности. Но даже в таком режиме креативному человеку может прийти в голову замечательная идея. В уже упомянутых «Безумцах» есть целый эпизод, посвященный ДСМ: по сюжету один из рекламщиков перепробовал десятки идей, опустил руки, упал на кушетку, но через несколько часов идея пришла сама.
Недавнее исследование показало, что все три сети работают одновременно всякий раз, как мы беремся за решение креативной и интеллектуальной задачи. Вместе с тем результаты ресерча показали, что исполнительная сеть и сеть выявления значимости подавляют дефолтную систему. Именно поэтому то самое состояние эврики или осенения происходит так редко.
Теперь все, что касается обучения креативности. Нейробиологи из Орегонского университета провели несколько экспериментов: они предложили реципиентам медитировать в течение получаса на протяжении семи дней. Мыслительный процесс во время медитации активно задействует все три серии, но особенно дефолтную систему. Уже через неделю реципиенты, прошедшие ряд тестов, требующих креативности, подходили к их решению более изобретательно и нестандартно. Вместе с тем то, что мы называем запоминанием, на самом деле продиктовано укреплением нейронных связей: чем чаще мы что-то делаем, тем лучше это запоминаем, чем больше читаем о предмете, тем более нестандартно к нему подходим. В этом смысле креативность, хоть и остается довольно абстрактным понятием, тот же самый список литературы. Исследование также показало, что люди – да, банально, – которые записались на курс по креативности, показывают результаты лучше, чем до начала обучения.