Не придумывать велосипед: как выбрать городской байк, учитывая десятки факторов
Вы наверняка слышали эту байку: в Амстердаме почти перевелись преступники, обворовывающие дома, сейчас процветают воришки велосипедов. Так шутят (или не всегда шутят), потому что город стал международной велостолицей, а по статистике, на каждого жителя приходится три байка. В грамотно устроенных, с продуманными урбанистическими ландшафтами и инфраструктурой городах вроде Амстердама давно появился так называемый commute biking — философия отношения к двухколесному коню не как к предмету досуга, а как к ежедневному транспортному средству. Изначально коммутерами называли европейских или американских жителей пригородов, которые добирались до города любыми удобными средствами. Чуть позже слово прикрепилось к каждый день добирающимся на работу велосипедистам — даже если они живут в десяти минутах езды и в никаком не пригороде.
В этом смысле Москва или Петербург вполне подходят как пространства, в которых велосипед может заменить автомобиль и метро. Однако выбор удобного велосипеда зависит от целого ряда факторов: типа дорог, устройства города, размера рамы, веса, скоростей. Наконец, важно, чего вы ждете от транспортного средства — быстрой накатанности или размеренной и комфортной поездки. Количество аспектов может показаться немного обескураживающим, но если вы разберетесь в видах велосипедов, какой для чего предназначен, то быстро поймете, что именно вам нужно. Важнее прочего понимать, какой вид городского байка вам необходим.
Круизер
Что это: круизер, реже comfort-bike, — как раз тот вид городского велосипеда, который распространен среди амстердамцев. Дугообразный руль, колеса в 26 дюймов, широкое сиденье и прямая посадка. Отдаленно — с точки зрения дизайна и посадки — круизер может напомнить мотоцикл чоппер: сидеть на нем так же удобно, спина прямая, а если у вас длинные руки, можно даже отклониться назад — совсем как байкер.
Кому подойдет: тем, кто не спешит и кому до работы ехать не больше 10–20 минут — круизер довольно тяжел и предназначен для небольших дистанций и неспешных поездок. Если вы собираетесь покупать велосипед скорее для досуга — это тот самый вариант: не слишком быстрый и эстетичный.
Бренды: Stels, Forward, Electra, Haro, Giant, Felt
Ценник: от 10 до 80–90 тысяч
Дорожный велосипед
Что это: потомок шоссейного байка. Практически всегда прямой руль, довольно широкие — от 32 до 35 миллиметров — покрышки, спортивная посадка, максимальные скорости, сделан из алюминия. Дорожный велосипед — вероятно, один из самых удобных для передвижения. Важно знать одно: он предназначен для асфальтовых поверхностей.
Кому подойдет: легкий, юркий и быстрый — значит, тем, кто хочет преодолевать большие расстояния как можно быстрее. И совершенно не важно, нужно вам быть в офисе вовремя или вы просто любите скорость.
Бренды: Merida, Specialized
Ценник: от 40 до 200 тысяч
Фикс
Что это: по сути, трековый шоссейный байк с одной, оптимальной скоростью. Фикс максимально прост в конструкции, поэтому понесет меньше повреждений и не нуждается в ревизиях и ТО. Фиксы делают из стали, алюминия и хроммолибдена — как правило, они очень легки. Колеса — 28 дюймов, покрышки — 23–25 миллиметров.
Кому подойдет: тем, кто понимает, что скорость у велосипеда одна — ваша собственная, а значит, придется много педалировать. Фиксы не очень комфортны, зато легки и накатисты. Стало быть, подходят тем, кто готов к усредненной физической нагрузке. Важно понимать: такой велосипед особо хорош на ровных местностях без большого количества возвышенностей.
Бренды: Specialized, Fuji, Cinelli, BMC Switzerland
Ценник: от 20 до 150 тысяч
Складной велосипед
Что это: да, та футуристическая штука, складывающаяся в колесико. Складные велосипеды очень компактны — под них не нужно отводить балкон или коридор. Вместе с тем они не очень крепко сбиты, поэтому развить высокую скорость не получится, как и преодолевать большие расстояния или сложные городские ландшафты. Важно знать, что самая уязвимая часть — это же и преимущество такого байка. Сборно-разборный механизм довольно хрупкий и может быстро разноситься. Поэтому чем выше цена велосипеда, тем больше вероятность того, что механизм будет качественным.
Кому подойдет: тем, кто хочет добираться до пункта назначения с пересадками. Например, вам нужно 10 минут, чтобы доехать до метро, оттуда еще 15 до любимого кафе или офиса.
Бренды: Shulz, novatrack, strida
Ценник: от 10 до 40 тысяч
Еще три простых совета, после того как вы определились с моделью
Рама
Это как с одеждой — подходит или нет. И еще — оверсайз в случае с рамой не вариант. Выбирая раму, обращайте внимание на то, удобно ли вам под углом ее наклона. От этого же зависит и форма седла: чем прямее посадка, тем шире седло, чем больше она под углом, тем уже сиденье.
Рост
Всегда можно отрегулировать высоту седла, чтобы комфортно себя чувствовать. Но куда важнее взяться за руль и встать чуть впереди сидения, не садясь на него: вы должны касаться ногами пола, а колени должны быть чуть согнутыми. Такой велосипед вам по росту.
Вес
Здесь важно понимать, насколько часто вы хотите пользоваться байком, нужно ли поднимать его на, скажем, пятый этаж и где его хранить. Алюминий — легкий, сталь тяжелее. Если вы живете на предпоследнем этаже, у вас нет гаража, то логично выбрать велосипед полегче. Если же вам нравится сбитость и жесткость и вы достаточно везучи, чтобы поставить байк в гараж или на первом этаже подъезда, то берите сталь.