Как потреблять, не нанося ущерб природе
Есть понятие так называемой линейной экономики. Этим термином можно охарактеризовать жизненный цикл производства, продажи и дальнейшего использования любого продукта: завод производит стекло, которое в дальнейшем наполняется, скажем, минеральной водой, после чего продукт доставляют в супермаркет, где его покупают, потребляют, а бутылку отправляют в мусорный бак. Кроме очевидного наблюдения, что стекло отправляется не на переработку, а на свалку, производство бутылки связано с целым рядом проблем.
Прежде всего – с затратностью ресурсов. Логика позднего капитализма основана на постоянном спросе и потреблении, а еще существует без оглядки на тот факт, что мы используем больше ресурсов, чем восстанавливаем их. Здесь все математически просто: для производства практически любой продукции необходимы природные ресурсы. Дерево, металлы, природный газ и уголь. Разумеется, это не бесконечное сырье. Все, вероятно, видели недавнее освещение медиа о том, как за последние 20 лет поредели леса Амазонии (их суммарную биомассу можно приравнять к крупной европейской стране).
Производству нужен не только природный ресурс для, собственно, превращения его в продукт, ему нужно топливо, которое запустит механизмы и конвейер в действие. Для этого необходимы уголь, природный газ, для доставки продукции на склады – миллионы тонн топлива. Производство товаров на заводах сопряжено с выбросами канцерогенов, парниковых газов и сажи, ускоряющих процесс глобального потепления. Деятельность многих заводов приводит к окислению почвы, загрязнению вод и интоксикации флоры и фауны. Например, производства сопряжены с остаточными нефтепродуктами, красителями или эмульсиями, которые необходимо утилизировать с помощью специальных и дорогостоящих процедур, но вместо этого их просто сливают в водоемы. Нефтепродукты и красители относят к жидким отходам, но есть и твердые – по сути, обычный мусор, остающийся после производства. Его необходимо перерабатывать, но большинство предприятий сжигают его (что выделяет в воздух серу, канцерогены, бензопирен и сажу) либо складируют на так называемые полигоны (в быту – мусорные свалки). Вы наверняка видели многочисленные списки жизненных сроков: покрышка разлагается 100 лет, памперсы – 500, среди долгожителей – стеклянные изделия с их почти тысячелетним жизненным циклом. На эту же свалку можно отправить не только оставшийся при производстве мусор, но и остаточный – тот, что выбрасывается покупателем уже использованного товара. Все это конечный результат линейной экономики. У нее есть альтернатива – циклическая экономика, процесс утилизации и переработки всех продуктов – как остаточных, так и конечных. Однако понятно, что такая бизнес-модель противоречит капиталистическому темпу безграничного производства.
Расхожая уловка, на которую ведутся потребители: озабоченные экоповесткой и состоянием окружающей среды покупатели присматриваются к маркировкам на продуктах – придерживается ли производитель модели циклической экономики, не было ли использовано дефицитное природное сырье и так далее. Часто фирмы обозначают свою продукцию как эко-френдли и наносящую минимальный из возможных вред природе, но дело принадлежит к линейному экономическому процессу. Такой маркетинговый обман называют гринвошингом – еще одно доказательство того, что поздний капитализм присваивает стратегии борьбы с его последствиями себе же на пользу. Поэтому, чтобы отличить эко-френдли-продукцию от гринвошинга, следует действительно быть в курсе корпоративной этики той или иной компании, чтобы понимать, подходит вам этот бренд или нет.
Вероятно, если не работают законы и санкции (ведь слив жидких отходов в водоемы запрещен, хотя некоторые не перестают этого делать), то единственной опцией помощи природе для потребителя станут самостоятельные действия.
Все слышали об импульсивных покупках и консюмеристских бумах: современное общество покупает даже тогда, когда в этом нет надобности. Средний класс покупает одежды, продуктов питания и других товаров больше, чем ему нужно. Согласно исследованию, более 30% от всей покупаемой в мире пищи выбрасывается. Потому что не успели приготовить, забыли в холодильнике и прочая-прочая. Отчасти, связанные с покупками поведенческие шаблоны можно объяснить так называемой дофаномикой, или дофаминовой экономикой. Маркетологи, следящие за открытиями нейронауки, поняли, что на гормональных реакциях можно строить стратегии: доказано, что дофамин связан с желание обладать, поэтому всякий раз, когда мы что-то приобретаем, мы чувствуем подъем уровня этого нейротрансмиттера и чувствуем себя немного счастливее. «Немного» - очень точное слово для описания действия дофамина. Оно краткосрочно, быстро. Поэтому маркетинг выстроен так, чтобы предложить потребителю еще и еще – радость от новых кед проходит через два дня, значит, следует купить новый свитер. Построенную по такому принципу рекламу еще называют безрадостной экономикой – ведь чтобы чувствовать себя счастливее, нам необходимо что-то приобретать: звучит как 33 несчастья.
Поэтому одним из главных правил по защите окружающей среды будет попытка потреблять меньше. Такая «перепрошивка» может (и будет) сложной: необходимо составлять списки покупок, калькулировать, сколько продуктов вам понадобится. Наконец, придется пробовать другие поведенческие шаблоны - например, не покупать вещь в интернет-магазине, а откладывать эту мысль в задний ящик (может быть, вы и забудете об этой «очень нужной» вещи). И разумеется, сколько бы вы ни потребили, весь мусор необходимо перерабатывать – с помощью или домашних комбайнов, или точек приема мусора.