Образ жизни

Как музыка влияет на мозг с нейробиологической перспективы

Как музыка влияет на мозг с нейробиологической перспективы

Реакция человеческого мозга на прослушивание музыки – интереснейшая и весьма обширная тема, на подробный разговор о которой потребуется не один час. Существует даже отдельная наука, изучающая связь активности головного мозга и восприятия музыки, – когнитивная нейробиология музыки. Первопроходцем этого научного вектора считается американский психолог Пётр Яната: в 1988 году учёный опубликовал в журнале Music Perception исследование, посвящённое восприятию мозгом различных музыкальных интервалов и гамм. С тех пор воздействием музыки на мозг интересовались десятки учёных, об этом написано несколько научных и научно-популярных книг. Что ж, давайте разбираться, чем занят мозг во время прослушивания музыки.

О реальной пользе игры на музыкальных инструментах известно давно и хорошо: здесь тебе и тренировка концентрации, и активация всех видов памяти (зрительной, механической, слуховой), и нечто сродни медитации из-за глубокого погружения в процесс. Более того, когда несколько музыкантов исполняют произведение вместе, они образуют нечто вроде мегаразума: мозг каждого из них как бы «сонастраивается» с другими во время синхронной и слаженной игры или [пения ] (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29543978/). Неоднократно исследовательским путем было подтверждено, что занятия музыкой с ранних лет позволяют детям легче овладеть иностранными языками, укрепляют вербальную память и когнитивные способности, причем для таких результатов достаточно даже одного часового урока в неделю. Иными словами, музыка развивает пластичность мозга, формирует новые нейронные связи и вообще служит для серого вещества прекрасной разминкой.

Характер мозговой активности меняется не только в случае, если вы играете на инструменте или поете, но и в процессе прослушивания различных композиций. Хотя бы потому, что слушаем мы, в общем-то, не столько ушами, сколько мозгом. Органы слуха лишь подают в него соответствующие сигналы, а все самое главное (восприятие, идентификация, оценка, формирование впечатления) происходит в мозгу. И удивительное дело: музыка способна стимулировать в нем систему поощрения – ту же самую, которая активизируется, когда мы едим любимый десерт или занимаемся сексом. С последним, кстати, связь музыки более тесная, чем может показаться: процессы, происходящие в мозгу во время прослушивания любимой песни и занятий любовью, очень схожи. В обоих случаях основным нейромедиатором выступает дофамин, а центральной структурой, отвечающей за наслаждение, – прилежащее ядро. Также при обоих процессах мобилизуются эмоциональные структуры неокортекса и когнитивные центры, отвечающие за формирование образов .

Еще одной и по-своему уникальной особенностью музыки является способность вызывать эмоции. Кто из нас не плакал под душераздирающие любовные баллады и не чувствовал душевный подъем от динамичного и бодрого трека? В рамках одного из исследований были зафиксированы такие физиологические реакции организма на прослушивание музыки, как мурашки по телу, навернувшиеся слезы, комок в горле, прилив радости или адреналина, желание улыбнуться или рассмеяться. Ученые связывают это с тем, что очень часто музыка апеллирует к какому-либо субъективному опыту, вызвавшему ранее определённые чувства, и на эмоциональном уровне действует аналогично этому опыту.

В этом аспекте особенный интерес вызывают такие понятия, как музыкальный вкус и восприятие музыкальной гармонии. Когда люди слушают музыку, которая им нравится, у них активируется вышеупомянутая система поощрения мозга. И напротив, во время прослушивания неприятной человеку музыки возбуждаются те отделы мозга, которые отвечают за дискомфорт и страх (миндалевидное тело и некоторые отделы островковой доли). В ходе исследований было наглядно подтверждено, сколь субъективными являются эти понятия и как сильно на них влияют условия, в которых формировалась личность. Так, например, если у большинства российских или европейских людей не консонантные музыкальные интервалы (сочетания нот с резким, негармоничным звучанием) вызывают отрицательную мозговую реакцию, то у циман, жителей тропических лесов Амазонки, – вовсе нет. Они привыкли слышать подобные звуки как в окружающей природе, так и в собственном фольклоре.

Итак, сомнений нет: музыка прекрасно совмещает в себе приятное с полезным как во время исполнения этюдов Шопена, так и в ходе поездки в метро в наушниках. Что ж, нажимаем на play и устраиваем нейрозарядку!