Информационная голодовка: как уменьшить роль новостей в своей жизни и как перестать самим их генерировать
Давайте по-честному, все устали от перенасыщенности информацией, заполненной лентой новостей и списками лучших сериалов месяца. Рассказываем, как оградиться от новостей и соцсетей и перестать зависеть от постов.
«Лучшие сериалы года», «Подборка самых любопытных книг января», «Киноитоги года», «Дайджест новинок» – так выглядят заголовки журналов, работающих ориентиром в мире энтертейнмента. Литературная, сериальная и кинокритика всегда выступали своего рода инстанцией, выбирающей, какие произведения и проекты достойны потребительского внимания, а какие недостаточно интересны, чтобы тратить на них время. Вместе с тем такие культурные институции кажутся особенно необходимыми во времена переизбытка контента и бесконечного потока информации. Так появляются списки сериалов, которые составляют самую суть так называемого премиального телевидения, лучшие американские романы, которые должен прочитать каждый, и прочая-прочая.
Такие сборки кажутся необходимыми в десятилетия, когда начали говорить об экономике внимания – концепции, в которой внимание потребителя становится главным приобретением для компаний или конкретных людей. Рынок энтертейнмента перенасыщен: каждый месяц на популярных сервисах, в онлайн-кинотеатрах и на других платформах выходят сотни и тысячи единиц медиаконтента. Здесь и кажется нужным еще раз упомянуть о профессиональной критике, отбирающей «самое примечательное». Мы затронули лишь рынок энтертейнмента и связанные с ним инфоповоды, в то время как существует еще и переполненная новостная лента. Джеймс Уильямс, сотрудник Google и автор статьи «Не заслоняйте нам свет: свобода и сила убеждения в экономике внимания», утверждает, что количество информации, через которую вынужден пробираться человек, напоминает ему хакерскую атаку. Он отмечает, что первая поправка американской конституции – о свободе информации. Но там ничего не говорится о свободе внимания, когда многим американцам так нужна эта поправка.
В одном сериале Райана Мерфи второстепенный персонаж, профессор престижного университета, рассказывает, что если бы житель средневековой Европы перенесся в начало ХХ века, он бы как-то справился c новой реальностью. А вот если отправить человека из 1960-х в наше время, он бы сошел с ума из-за количества информации. Любопытно, что Уильямс, причастный к созданию информационной продукции, и Тристан Харрис, бывший сотрудник Google, активно выступают с лекциями о вреде технологий, являющихся платформой генерации контента. Вместе они основали некоммерческую организацию Time Well Spent (не так давно название изменили на The Center for Humane Technology), которая направлена на замедление публикации контента и на прививание людям практик поведения в среде, кишащей отвлекающими новостями, которые так жаждут внимания.
Тристан Харрис, после утомительной, двигающейся на невероятных скоростях работе в этическом отделе Google решил пройти информационную детокс-терапию (как оказалось, такие виды помощи есть). Надеемся, проходить через процедуру понадобится не всем, но вот несколько действенных методик, прививающих поведенческие привычки, которые помогут ориентироваться в мире бесконечной информации. Прежде всего, СМИ (та же кинокритика) выбирают самые потенциально привлекательные поводы, обращают внимание на то, что достойно быть просмотренным. В этом отношении потребитель информации уже чувствует себя обязанным выбирать то, что посоветано извне, то, что смотрят все в этом месяце, то, что определяет культурную (или какую угодно) среду именно сейчас. В некотором смысле СМИ лишают нас выбора, а смартфоны, ноутбуки и планшеты становятся операционной системой наших вкусов и предпочтений. Для начала, если вы ведете пассивный культурный образ жизни, просто перестаньте сверяться с повесткой.
Нельзя отменить тот факт, что мы сами становимся микроплатформами для производства информации. Соцсети создали площадку для выражения любого мнения. Сегодня ориентироваться можно не только по СМИ, но и по контенту, который производят ваши приятели по соцсети. Теперь каждый может высказаться, что он думает о климате, новом долгожданном фильме или о ресторане по соседству. Писатель Брет Истон Эллис даже выразил мнение, что twitter лишил писателей их уникального статуса, потому что теперь каждый пользователь сам своего рода стал микрописателем. Соцсети делают наши мнения видимыми, и в то же время они лишь приумножают информационные потоки.