Давай еще раз, с большим чувством: как люди ходят в театр, чтобы бороться с неравенством
Чуть больше двух десятилетий в мире андерграунд-театров развивается тренд, о котором, вы, вероятно, не слышали. Не будем спойлерить, намекнем лишь, что статья о том, как современный театр при помощи интерактивных пьес борется с социальной несправедливостью.
Небольшая, минималистски обставленная комната: стол, пара стульев, окно. Женщина стучится в дверь, заходит в комнату, чтобы попросить начальницу о повышении зарплаты. Ответ отрицательный. Женщина выходит, советуется с кем-то, что-то проговаривает про себя, затем снова стучится в дверь, здоровается с боссом, и начинает все заново – впрочем, более тщательно и уверенно подбирая слова. Ответ также отрицательный. Женщина выходит, советуется уже с несколькими людьми, поворачивается к двери – все по новой, но еще более уверенным тоном. Так могла бы выглядеть репетиция пьесы, но это театрализованная терапия. Если точнее, это и есть пьеса, только ее участники – непрофессиональные актеры разыгрывают сценки из своей жизни или ситуации, которым предстоит произойти в будущем.
Так выглядят занятия в чикагском театре WorkersTEATRO, где принимают участие люди, испытывающие проблемы с работой и психологическим здоровьем во время COVID-19. Арт-директор театра Жасмин Карденас создавала свою труппу специально для того, чтобы помочь людям, испытывающим трудности, отрепетировать возможные вербальные сценарии во время разговора с начальником, сотрудниками или врачами и медперсоналом во время карантина. Коронавирусу здесь уделено особое место: учитывая, что некоторые экономисты уверены, что экономические последствия коронавируса сопоставимы с эффектами Великой депрессии, WorkersTEATRO помогает людям выработать навыки существования во время пандемии. Например, здесь разыгрываются сцены возможного собеседования с работодателем в условиях дефицита рабочих мест или взаимодействия с недружелюбным и халатным медперсоналом.
В 1968 году бразильский педагог Паулу Фрейре пишет знаковую и для театра, и для системы образования книгу «Педагогика угнетенных». По мнению Фрейре, принятый везде процесс обучения поставил студента в положение пустого сосуда, который заполняют знаниями, как копилку. «Педагогика угнетенных», напротив, представляет обучение как коллективный процесс, в котором студент и преподаватель приходят к знаниям сообща – путем эксперимента и разыгрывания тех или иных ситуаций. Там же Фрейре ввел психологический термин «консайентизация» (проибретение восприятия экономических, социальных, расовых, гендерных и других неравенств через обучение и игру, чтобы затем попробовать сделать общество более равным).
К чему это? Именно книга Фрейре и концепция консайентизации легла в основу WorkersTEATRO, где педагоги театра разыгрывают вместе с посетителями сцены, так или иначе относящиеся к неравенству, чтобы выработать правильную модель поведения борьбы с нею. Однако есть еще один театр, который в еще большей степени подчеркивает свою принадлежность к педагогической модели Фрейре даже названием: Театр угнетенных был основан бразильцем Аугусту Боалом в Рио-де-Жанейро в 1990-х, а затем перебрался в Нью-Йорк в 2011 году, где его открыла педагог Кэйти Рубин. К слову, новый театр немного сменил название (Theatre of the Oppressed, New York City – TONYC). Труппа Театра угнетенных побывала более чем в 70 странах и дает около 60 представлений в год, разыгрывая реальные случаи неравенства – от громких и обсуждаемых СМИ кейсов до тихих, маленьких, карманных историй угнетений, через которые прошли посетители TONYC.
Если попробовать описать деятельность Театра угнетенных и WorkersTEATRO через аналогии, то получится что-то вроде смеси активизма, перформанса, лектория и критической теории. После разыгранной сцены актеры, аудитория и педагог разбирают игру на теоретические блоки вместе и предлагают возможные решения и выходы из ситуаций.