Паломничество по Джойсу: правда ли, что прогулки способствуют развитию креативного мышления
В рождественском выпуске американского журнал Vogue Владимир Набоков предложил неочевидную практику изучения литературы: писатель предположил, что для понимания «Улисса» Джеймса Джойса – одного из самых сложносочиненных романов модернизма – нужно составить карту передвижения Леопольда Блума и Стивена Дедала, главных героев романа, целый день бродящих по Дублину. Любопытно, но многие романисты и публицисты часто описывают в своих текстах любовь к пешим прогулкам: например, английский писатель Уилл Селф опубликовал в британском Esquire несколько эссе о том, как небольшой моцион по городу помогает ему генерировать идеи для книг, немецкий романист В.Г. Зебальд в «Кольцах Сатурна» пишет о своем многодневном пешем паломничестве по графству Саффолк, описывая мыслительный процесс во время ходьбы. Еще несколько примеров: Генри Дэвид Торо записал в своем дневнике, что «как только я начинаю передвигать ногами, в голове начинают кружиться мысли», а Вирджиния Вулф, в чьих романах, как и в джойсовских, постоянен мотив передвижения, часто гуляла по лондонскому району Блумсбери, перед тем как приступить к написанию. Еще один «пешеходный факт»: Томас де Квинси подсчитал, что Уильям Вордсворт, чья натурфилософская поэзия также богата на описания путешествий, прошел за свою жизнь по меньшей мере 180 тысяч миль – то есть в среднем по шесть с половиной миль в день – начиная с пятилетнего возраста.
Словом, это заставляет задуматься: быть может, ходьба связана с креативностью? Есть целый ряд исследований, доказывающих пользу ходьбы и бега на когнитивные функции организма. Вот несколько из них: ученые Американской ассоциации неврологии опубликовали текст, в котором доказывается, что прогулки замедляют старение мозга и увеличивают ответственный за память гиппокамп; другое исследование показывает, что ходьба влияет на создание новых нейронных связей. Многим наверняка знакомо это эвристическое полусосредоточенное блуждание ума, когда после долгого брейншторма и все не приходящих на ум решений вы отправляетесь, что называется, проветрить голову, и идея, как решить ту или иную задачу, приходит сама. Дело в том, что ходьба как процесс не задействует интеллектуальный ресурс и вместе с тем окружающая действительность занимает наше внимание, отвлекая от активного мышления. Это срединное состояния сознания, стимулируемое ходьбой, по мнению ученых, ответственно за неожиданные озарения.
В исследовании Мэрили Опеццо и Дэниела Шварца, ученых из Стэнфордского университета, студентов попросили принять участие в экспериментах. Все довольно просто: партиципанты должны пройти несколько тестов – сидя и после прогулки. В США есть два распространенных теста: один тестирует креативное мышление (GAU), другой – конвергентное (CRA). Ответы на тест по креативности у совершивших прогулку студентов были на 81% выше, чем на схожий тест, когда они сидели. При этом тест на конвергентное мышление показал менее впечатляющие результаты – хождение усиливает такое мышление всего на 23% (но и это немало). Так Опеццо и Шварц пришли к вполне легитимному выводу: хождение и креативность взаимосвязаны. Быть может, сам мотив как физического, так и метафорического путешествия так важен для сторителлинга неспроста. Подспудно и Гомер, написавший великий текст о паломничестве «Одиссея», и Джойс, отправивший своих героев целый день бороздить Дублин, если не знали, то чувствовали креативный потенциал движения.
Урбанистка Колин Эллард в своей книге «Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение» пишет о том, как такие различные условности урбанистики, как цвет и этажность зданий, количество светофоров, наличие зеленых зон, влияют на психику горожанина. Если ходьба влияет на креативность и генерирование новых идей, то наверняка существуют, скажем так, чувства креативности, которые могут быть разными. Все зависит только от того, где мы ходим. Марк Берман, ученый из Университета Южной Калифорнии, провел исследование: он отправил своих студентов гулять по городу и по зеленым зонам, а затем попросил выполнить несколько тестов. Результаты были довольно разными: те участники, что гуляли по паркам, показали лучшие результаты по запоминанию, а студенты, прогуливающиеся по городу, показали лучший уровень концентрации. Различные пространства дают различные результаты: природа успокаивает, город требует слишком много внимания.