Культура

Начинай сначала: почему работники будущего будут переквалифицироваться и переобучаться (по три-четыре раза за карьеру, да)

В будущее возьмут не всех, но возьмут тех, кто способен постоянно адаптироваться и готов обучиться на несколько профессий. Рассказываем, почему мы не сможем всю жизнь проработать на одной работе (как наши мамы и папы), как найти силы в постоянной переквалификации и как в этом помогут метакомпетенции (а еще объясним, что это).
Начинай сначала: почему работники будущего будут переквалифицироваться и переобучаться (по три-четыре раза за карьеру, да)

Многие экономисты и философы экономической и политической мысли называют наше время акселерационистским капитализмом, то есть временем, в котором корпоративные и рабочие процессы достигают таких сверхскоростных темпов, что с ними не справляются ни работники, ни их психика. Схожий, хоть и отличный от акселерационизма концепт предложили социологи Леонидас Донскис и Зигмунт Бауман. Они назвали современный социум текучим обществом – таким, в котором уже кажутся невозможными зацементированные, неизменные феномены, но где преобладают ликвидные, быстрые, постоянно меняющие форму, как вода, процессы. Иными словами, наш мир настолько быстр и изменчив, что в нем уже нет предсказуемых и постоянных процессов, что, безусловно, пугает.

Соответственно, если мир движется со скоростью гоночного болида, то в нем все быстрее отмирает старое и появляется множество нового. Если еще во второй половине ХХ века целые поколения могли выучиться на одну специальность, построить на ней карьеру (возможно, даже ни разу не поменяв место работы) и ничего не менять в жизни, то сегодня нет ничего постоянного: профессии становятся невостребованными, а молодые люди примиряются с мыслью, что им придется переучиваться по три-четыре раза, причем, вероятно, самым радикальным образом – из бухгалтера в кодера.

Еще в 1930-е экономист Джон Кейнс прогнозировал, что в будущем у людей будет даже слишком много свободного времени, ведь технологии автоматизируют множество рабочих процессов, и был прав. «Яндекс» тестирует автопилотируемые автомобили, в супермаркетах появляются кассы самообслуживания и уменьшается количество кассиров, некоторые онлайн-курсы больше не нуждаются в лекторе и преподавателе – это лишь несколько примеров. Все эти процессы будут приводить к сокращению кадров и, соответственно, большей конкуренции за рабочие места.

Начинай сначала: почему работники будущего будут переквалифицироваться и переобучаться (по три-четыре раза за карьеру, да)

В таком случае есть хотя бы несколько профессий или хотя бы умений, кажущихся более-менее постоянными? Психологи называют этот навык, а точнее, несколько скиллов метакомпетенцией. Метакомпетенция – это своего рода инструмент анализа собственных квалификаций и выявление в них слабых сторон и возможностей для оптимизации и совершенствования. То есть метакомпетенцией называют способности к адаптации к условиям рынка, переучиванию и стрессоустойчивости к постояным переквалификациям. Забавно, но уже в некоторых образовательных институциях появляются курсы и программы типа «Как обучиться обучению». Это звучит смешно, но на деле такие программы рассчитаны именно на время акселерационизма и создаваемой им среды, где скиллы должны быть взаимозаменяемы, а работник должен учиться быть гибким. Learning How to Learn есть на популярной онлайн-платформе Coursera, а Национальный университет Сингапура создал лабораторию, составляющую методологию наиболее эффективного обучения, базирующуюся на наблюдениях за процессом образования. Так, подобные курсы призваны подготовить людей к тому, что главным навыком являются вовсе не какие-то конкретные навыки, присущие той или иной профессии, а способность обучаться чему бы то ни было.

Неумение учиться в сверхбыстрые времена (и тем более переучиваться) показано на статистике: в США и Великобритании почти удвоилось число студентов, испытывающих сильные депрессии во время образовательных процессов (об этом, например, прекрасно пишет культуролог Марк Фишер), большинство из которых еще даже не приблизилось к меридиану бакалавриата. Поэтому, как утверждают футурологи и участники Международного экономического форума, одним из главных аспектов метакомпетенции, которая поможет вам получить работу в будущем, станет возможность грамотно подходить к процессу обучения – а делать это придется часто.

Начинай сначала: почему работники будущего будут переквалифицироваться и переобучаться (по три-четыре раза за карьеру, да)

Вторая метакомпетенция – умение работать в условиях мультизадачности и быть, как выразились сотрудники центра «Сколково», трансляторами и адптаторами – кадрами, которые смогут быстро интегрировать новые семейства технологий в рабочие процессы и курировать работу остальных сотрудников. Опять же она сильно коррелирует с первой метакомпетенцией – умением обучаться. Сотрудники «Сколкова» утверждают, что особенно будет цениться аналитическое и математическое мышление, но данные позволяют сделать прогноз, что также будет расти востребованность креативных профессий, ведь их не сможет вытеснить машинное обучение. И наконец, третье: идеальным сотрудником будущего вас сделает умение предвидеть тренды. В сериале «Падающая вода» главная героиня работает кем-то вроде маркетингового футуролога – она подбирает стилистику для брендов, которая станет популярной через несколько лет. И это важный экономический скилл. Например, многие компании из Сингапура еще в 1970-х решили сделать официальным языком коммуникации английский, предвидя его глобальную всеохватность. Вероятно, это было одним из факторов, повлиявших на экономическое благосостояние экономического чуда в Сингапуре. Осталось только всему этому обучиться (см. метакомпетенцию №1).