Лот 50. Кто больше? Продано! Как покупать современное искусство, чтобы не обанкротиться
Cледите за молодыми художниками
Как и в индустрии моды, где именно бренд задает продукции финансовый контекст, в сфере современного искусства важно не только, что ты покупаешь, но и чье имя значится на произведении. Поэтому если вы думаете об искусстве как о части интерьера, то лучше всего обратить внимание на молодых авторов, чьи произведения, разумеется, будут стоить гораздо дешевле художников, давно работающих в арт-поле. Платформ, которые поддерживают молодых художников, включая их работы в свой каталог, немало. Самая известная – Saatchi Art (ценник практически на любой кошелек – от 300 долларов и до «лучше вам не знать»), принадлежащая братьям-артдилерам Саатчи. Чуть дороже 1stDibs, включающая рубрику Under 2 500, – как раз для более опытных, но все же еще начинающих коллекционеров.
Если же вы подбираете первые айтемы с мыслью о дальнейшей перепродаже, то молодые художники опять же подходящий вариант – никогда не знаешь, кто из них выстрелит. Но чтобы прогнозирование оказалось чуть более точным, посещайте арт-пространства, читайте профильную литературу и медиа и не пропускайте рассылку об арт-рынке (нам нравится эта).
Помните, размер не важен
А здесь шаг для более опытных. Ну или для очень увлекающихся. Если вы хотите приобрести в коллекцию работу более известного художника, но ценник слишком высок, поищите его более мелкие работы. Это как с литературой, у издательских домов есть большой запрос на романы, в то время как рассказы пользуются меньшей популярностью. Так же с искусством: попробуйте искать не полотна и скульптуры, а работы малых форм: наброски, рисунки, эскизы. К слову, когда художник дорожает в цене, даже самая маленькая и даже незавершенная работа будет пользоваться большим спросом. Вспомните случаи, когда какой-нибудь университетский архивариус случайно находит неопубликованный рассказ Воннегута или Сэлинджера – за его публикацию тут же начинают бороться The New Yorker и The Atlantic.
Присмотритесь к виртуальной реальности
Коллекционеры и трейдеры, как и прогнозировали киберпанк-романы и фильмы, уходят в виртуальную реальность, чтобы приобретать цифровые предметы, или, как их называют, айтемы. Сейчас люди массово скупают NFT, или невзаимозаменяемые токены: токинизированные изображения, видеоролики, аудиозаписи, фигурки, одежду – что угодно. Словом, это очень похожие на реальные предметы вещи, но существующие в виртуальном измерении, которым принадлежит уникальный ip. По сути, вся философия NFT строится на ip – вы можете купить в нашем случае один из 300 арт-постеров, но каждому из них принадлежит уникальный цифровой идентификатор, а значит, ваш постер уже отличается от аналогичного.
В виртуальную реальность уходят цифровые и медиахудожники, создающие произведения искусства, которые нельзя повесить дома, но которые будут в вашей виртуальной галерее, который будет в смартфоне и планшете. К слову, e-commerce (торговля интернет-предметами) сейчас на пике, а в трейдинге виртуальными айтемами уже наметилась популярная тенденция перепродажи – например, представленная в виртуальной реальности сумка Gucci, подготовленная брендом к своему столетнему юбилею, была приобретена несколькими пользователями, а затем перепродана за цену, в несколько раз превышающую цену аналоговой сумки. Точно так же будет происходить с искусством – присмотритесь к молодым именам, затем, возможно, перепродайте.
Перестаньте думать, что тиражное искусство – это плохо
Помните, в пункте об NFT мы упомянули тиражную коллекцию из 300 арт-постеров? Мы это специально. Понятно, многими людьми движет страсть к коллекционированию чего-то штучного, редкого и уникального, ведь именно в этом прелесть коллекции – демонстрировать то, что есть только у вас. Вместе с тем нет ничего зазорного в приобретении тиражного искусства – как аналогового, так и цифрового: это будет в разы дешевле, чем произведение в одном экземпляре. Здесь лучше всего руководствоваться не эгоистичными соображениями (все же это так: мы хотим быть единственными обладателями чего бы то ни было), а эстетическими: этот предмет вам нравится – тогда не думайте, забирайте.
Присматривайтесь к распродажам
Часто галереи устраивают собственные аукционы и распродажи. Во-первых, можно поторговаться, во-вторых – набить на этом руку. В целом если говорить про известные аукционы, то за последние 20 лет аукционы стали выставлять в шесть раз больше лотов и в шесть раз больше художников, а еще показали 2100%-ный рост финансового оборота. Но мы (пока) и не думаем туда соваться – скорее нас интересуют микроаукционы, в которых произведения уходят с молотка иногда даже за вполне символическую сумму. Кроме того, правила больших аукционов действуют и на малые: в шесть раз больше художников и их произведений, а значит, огромное разнообразие для выбора.