Акт второй, мидпойнт, аутлайн: за кем следить, чтобы начать писать сценарии
Что смотреть?
Мастер-класс от Аарона Соркина
Свой первый сценарий Соркин написал на салфетках. После эти клочки превратились в «Несколько хороших парней» — фильм с Джеком Николсоном, номинированный на несколько «Оскаров». Соркина легитимно считают одним из столпов современного сценарного цеха: в его портфеле культовый сериал «Западное крыло», фильмы «Социальная сеть», «Стив Джобс» и многое (правда многое) другое. MasterClass (специальная онлайн-платформа для домашнего обучения) включает 35 воркшопов от сценариста. Прежде всего, Соркин знаменит методикой «10 плохих идей» — набрасыванием тематик предстоящей истории и постепенным отказом от самых нежизнеспособных. Так приходишь к одной-двум, но крепко сбитым. Он рассказывает, что хороший сценарий состоит из препятствий для героя, а также о том, как сделать персонажей запоминающимися, как выработать динамичный темп повествования, который Соркин называет приводным валом. Вместе с тем он советует несколько проверенных техник от недуга, которого, вероятно, боится любой начинающий, — писательского блока.
Есть практикум: в формате групповой дискуссии Соркин со своими студентами обсуждает сценарии к нескольким фильмам, находит сильные и слабые стороны, а еще заимствует оттуда стилистические и сторителлинг-техники.
Мастер-класс от Шонды Раймс
Договорившиеся о работе над совместным ТВ-шоу писатели Брет Истон Эллис и Ирвин Уэлш сказали: «Сериалы — это новая литература». Поспорить сложно. Думается, так считает и Шонда Раймс — трижды номинантка премии «Эмми», создательница «Анатомии страсти» и «Как избежать наказания за убийство». Есть одно существенное отличие: романист пишет сам, сериальный сценарист сотрудничает с целой киноиндустрией — от шоураннера до исполнительного продюсера. Раймс рассказывает не только о структуре сценария, процессе написания пилотного эпизода или об особенностях ресерча (а работать с дополнительной литературой придется много) для детализации истории. Шонда готовит и к техническим и административным тонкостям работы на так называемом премиальном телевидении. Как питчить свою работу, как писать аутлайн, как правильно вести переговоры со студией, работать в продакшене и с другими сценаристами. Да, работать нужно в писательских комнатах, у работников которых есть четкая иерархия и обязанности. Если вас это пугает, вам поможет эта цифра: за одну только пилотную серию на английском сценарист получает от 30 до 50 тысяч долларов. Учитывая, что Netflix активно присматривается к российскому рынку, может, через пару лет у вас получится приблизиться к подобному гонорару.
Что слушать?
«Поэпизодный клан»
Российская кинокомпания 1-2-3-Production выпускает одни из лучших отечественных фильмов и сериалов. Именно с ней сотрудничают спикеры «Поэпизодного клана»: сценаристы Константин Майер, Роман Кантор и Николай Куликов. Что делает сцену сценой? Как надо и не надо писать сценарные заявки? Что такое «ресерч-батюшка»? Какие бывают виды диалогов и как сделать речь живой, а не литературной? На этот вал вопросов и отвечают в подкасте. Кроме того, почти каждый эпизод включает в себя кейс-стади: ребята разбирают несколько сцен и диалогов из старых и новых хитов — от «Клана Сопрано» до фильма Ильи Найшуллера.
Что читать?
Памела Дуглас. «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV»
Книга Дуглас, голливудской сценаристки и преподавательницы киношколы, — идеальная точка входа для новичков. Она начинается с пояснения терминов «аутлайн», «питч», «драфт». Дуглас не то чтобы учит, как писать хорошо. Скорее она подходит к написанию сериальных сценариев как к инженерному устройству. Она рассказывает, какие бывают форматы и свойственные им конвенции, на сколько актов обычно разбивается одна серия, о также том, что сериал не должен следовать за одним героем, а ветвиться и давать немного экранного времени каждому персонажу. «Искусство сериала» — очень отрезвляющий текст. Дуглас много пишет о том, что прежде чем стать успешным (или нет), ваш сценарий пройдет через множество редакторов. Если его надумают взять в производство, то он будет конкурировать примерно с 500 другими питчами. Из 500 сценариев только 20 дождутся съемок первой серии. После просмотра пилотов только пять первых эпизодов из 20 уйдут в дальнейшее производство. Только один из пяти сезонов продлят. Только так — через тернии к современному сериалостроению.
Роберт Макки. «Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов»
Почти любой автор скажет, что нет ничего сложнее диалогов. Сцена, герои, управляющая идея вашего сценария не будут полнокровными без ладно прописанных реплик. Диалог — это вербальное действие, которое тянет сюжет вперед. Макки, автор знаменитой «Истории на миллион», здесь проделывает почти филологическую работу. Он обращается не только к побронзовевшей классике кино, но и к экспериментальной литературе и драматургии. Макки рассказывает, какие бывают виды диалогов (их шесть) и какие бывают рассказчики. Автор считает слова вторым — после действия — важнейшим инструментом для написания хорошей истории. Диалоги, помимо прочего, влияют на так называемый пейсинг (темп повествования), они могут нагнетать саспенс и интригу. Наконец, несказанное и не прописанное в диалогах может быть важнее, чем сказанное. Как научить выдуманных персонажей говорить по-человечески и так, чтобы увлечь зрителя, — в 12 главах книги.