10 молодых российских художников, за которыми нужно следить
Данила Ткаченко, 32 года
Визуальный художник Ткаченко получил награду World Press Photo, а его триптих был продан на аукционе Phillips в 2017 году за 67 128 евро. Вероятно, самая его известная работа «Родина» — цикл фотографий горящих деревень — была показана на Красноярской биеннале и в Берлине. «Самая известная работа» — потому что горят деревни не просто так, а оттого что Ткаченко поджигает их сам — прямо как в рассказе Харуки Мураками. Не переживайте, они заброшены.
Recycle group (Андрей Блохин, 34 года, Георгий Кузнецов, 38 лет)
Блохин и Кузнецов участвовали в Венецианской биеннале, на пару получили премию Кандинского, выставлялись в Пушкинском музее. Само название тандема объясняет их инструментарий: они работают с остатками, маргиналиями постиндустриальной эпохи — пластиковыми сетками, полиуретаном и полиэтиленом.
Мифы в их произведениях тоже не избежали столкновения с мусором и загрязнениями: например, статую древнегреческого титана группа отливает из пластика, а подпирает он не небо, а крышку мусорного бака.
Маруся Казакова, 33 года
Уроженка Новокузнецка, выпускница московских, лондонских и нью-йоркских институтов кросс-медийного искусства и моды, Казакова сама по себе напоминает героиню народных былин или знахарку из фолк-хоррора. Казакова сочетает растиражированное и самобытное, вплетает посконные народные узоры в ткань ширпотреба — например, во дворе Музея декоративно-прикладного искусства художница презентовала костюмы Puma с древнерусскими орнаментами под треки Джастина Тимберлейка и песнопения.
Тимофей Радя, 33 года
Вы наверняка видели эти фото в новостной ленте, пабликах или Instagram: здания, на которых минималистским шрифтом написано «Я бы обнял тебя, но я всего лишь текст» или «Кто мы, откуда, куда мы идем?». Это работы екатеринбургского уличного художника Тимофея Ради.
В его работах городское пространство становится продолжением внутренней безнадеги и попыткой выстраивания эмпатии и контакта с жителями. Помимо множества российских городов, стрит-арт художника можно найти в Париже, Нью-Йорке, Киеве, Стокгольме, Хельсинки и Берлине.
Ольга Кройтор, 35 лет
Кройтор несколько часов простояла на столбе во дворе Музея Москвы. Она же несколько часов пролежала под прозрачным стеклом. Еще ее тело подпирал к стенке лучеобразный монумент. Как уже понятно, она мастер перформанса, где тело всегда ограничено или сковано.
Евгений Гранильщиков, 35 лет
Гранильщиков работает в независимом экспериментальном кинематографе и видео-арте. Язык его фильмов — диалоги о трансмутирующем политическом мире. Герои — поколение нулевых. Предмет — ликвидный мир настоящего. Чаще всего это небольшие видеовиньетки без классической композиционной структуры и связного нарратива: Гранильщиков снимает своих знакомых, бродящих по городу и рассуждающих о политической реальности.
Елена Артеменко, 33 года
Работы Артеменко напоминают экспонаты Recycle Group, но если бы их нашли в Древних Греции или Риме. У скульпторов древности не было бумажных продуктовых пакетов, алюминиевых банок из-под питьевых напитков, пластиковых контейнеров и прочего — поэтому Артеменко делает мраморные скульптуры этих предметов за них.
Другая сфера интересов художницы — это корпореальность и тело. Например, из силикона Артеменко сделала копии спин иранских женщин, которым запрещено репрезентировать свое тело.
Евгений Антуфьев, 35 лет
Скульптуры Антуфьева напоминают шаманский инструментарий или криптозоологическое ископаемое: монструозные (на манер фильмов ужасов) создания, маски, куклы и чащи. Тяжело определиться, это находки палеонтологов или предмет современного искусства.
Перечисляя регалии художника, тяжело не переборщить с бронзой: его работы находятся в коллекции лондонского Tate Modern, Collezione Maramotti и Музее Антверпена.
Алиса Йоффе, 33 года
Вы наверняка слышали о Йоффе следующие вещи: а) видели ее супрематический двубортный костюм; б) ее изображения становятся принтами люксовой марки Comme des Garçons. И еще у Йоффе большое количество персональных выставок в списке — 20 групповых и 19 (!) персональных показов.
Влад Кульков, 35 лет
Однажду Кульков предпринял не только физическое, но и ментальное, можно даже сказать, эзотерическое паломничество по Центральной и Южной Америке, калифорнийской Долине Смерти и Непалу — результатом стали аморфные картины, напоминающие галлюцинаторные пятна, срезы потусторонней реальности, проемы между измерениями.