Технологии

Уйти из айти: почему топ-менеджмент IT-компаний перестает пользоваться соцсетями

Блокировка соцсетей, отключенный после 17:00 интернет, никаких гаджетов в доме, словари и указатели вместо адресной строки. Почему сооснователи и создатели крупнейших интернет-проектов не пользуются гаджетами, запрещают делать то же самое своим детям и даже нанимают работников, которые будут пользоваться телефоном за них? Разбираемся в этом материале.

Джастин Розенштейн удалил большинство мессенджеров, поставил лимит на пользование «Фейсбуком» и reddit, а еще установил блокироваку на скачивание различных приложений на смартфон. Домашние Криса Андерсона ходят по струнке – в доме не разрешено пользоваться гаджетами и интернетом. Эван Уильямс не разрешает своим детям пользоваться планшетом, а вместо этого учит их искать информацию по старинке – в книгах, словарях и указателях. Наконец, Тристан Харрис прошел настоящий курс реабилитации от цифровой зависимости (оказывается, такой существует). Все это звучит как привычки убежденных неолуддитов и противников технократического прогресса, если бы все перечисленные персоны не были близкими к IT-индустрии людьми.

Розенштейн придумал фейсбучный лайк. Андерсон – владелец компании по производству дронов и бывший главный редактор Wired – журнала, широко освещающего темы технологий. Уильямс – основатель Twitter и Blogger. Харрис – бывший сотрудник и топ-менеджер Google. Все они проходят своего рода детоксикацию от вездесущего технократического присутствия социальных сетей, приложений и кажущейся невозможной нерасторжимости человека и гаджетов. Прежде всего, крайне продуктивно думать о технократах не как о высококвалифицированных разработчиках, а как о бихевиористах, психологах и (учитывая, как соцсети способны повлиять на выборы в США и Брексит) политтехнологах.

Например, придумывая механику лайка, Джастин Розенштейн породил сразу два феномена: экономику лайка, внутрисетевую валюту, которая играет на базовых потребностях человека быть одобряемым и интересным (коэффициент успешности можно измерять в том, как много у вас «пальцев вверх» над постом), и экономику внимания – процесс одобрения лайком тех или иных постов, на основе которого таргетологи составляют список продукции, которая может заинтересовать пользователя и которую будут рекламировать в его новостной ленте. Казалось бы, простая механика лайка в один клик породила целую экономическую индустрию: каждый из пользователей оставляет после себя информационный след и так называемого дата-двойника. Если очень просто: на базе того, что мы лайкнули, составляется наш интернет-доппельгангер, который репрезентирует все, что заинтересовало нас в интернете. Что беспощадно используется Facebook и рекламодателями. Сложно судить, знал Розенштейн, какие комплексные экономико-психологические процессы запустит его механика, или нет. Известно только, что Розенштейн впоследствии понял, насколько деструктивно влияние экономики лайка на психологию и самооценку и как легко поддаются спекуляциям рекламодателей пользователи.

Любой умозрительный поведенческий психолог отметит колоссальные изменения в поведенческих шаблонах, произошедшие с человеком за последние 20–30 лет (в день мы прикасаемся к телефону в среднем 2617 раз – и это количество будет расти – и скроллим ленту новостей длиной, сопоставимой с размером статуи Свободы, что иронично, учитывая ту степень несвободы, которую мы испытываем к соцсетям), аддиктивность социальных сетей – ведь как иначе объяснить то, что в доме Эвана Уильямса пользование смартфонами и планшетами находятся под запретом («аддиктивный» – вовсе не случайно подобранное слово, о близнецовой схожести устройств игрового бизнеса и соцсетей писали не раз). Механика pull-to-refreash, или «потяните, чтобы обновить ленту», которая появилась в Twitter, списана с движения барабана игрового автомата. Более того, о позаимствованных из игрового бизнеса приемах есть целая книга Нира Эяля «На крючке», которая в деталях описывает механику соцсетей, затягивающую пользователей на психологическом уровне.

Тристана Харриса, того самого экс-сотрудника Google, прошедшего антицифровую терапию, журналисты называют совестью Кремниевой долины. Сейчас он известен своими антитехнократическими выступлениями, разоблачающими психологические технологии IT-гигантов. Харрис много говорит о новейших сломах поведенческих шаблонов. Например, о феномене продолжительного частичного внимания – когнитивном искажении, проявляющемся в невозможности долго фокусироваться на одной интеллектуальной задаче и мышлении по подобию вкладок в окне браузера, ведь мы всегда бегло перескакиваем с одного окошка на другое, некачественно анализируя ифнормацию. Кроме того, он много говорит о дофаномике – области экономики, задействующей в своих стратегиях нейротрансмиттер дофамина, отвечающий за желание. Нейроученые доказали, что пользование гаджетами вызывает тот же всплеск нейротрансмиттера, что и еда, секс и покупки. Харрис показывает главный перелом в истории Силиконовй долины: в 1970-х интернет рассматривался его создателями с позиций преобладающей тогда философии хиппи и дауншифтеров – как еще одно пространство равенства, свободы выражения мыслей и сообщества. Сейчас же IT-корпорации изменяют своей первоночальной миссии – они все больше продают человечеству то, что ему нужно, но вместе с тем наносят весомый урон.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»