Технологии

Киберпанк-2021: что такое киберфилософия и как андроиды могут изменить мир

Классический, расхожий киберпанк-канон: мир полностью компьютеризирован, сложной городской инфраструктурой управляет нейросеть, физическое воплощение технологий выражается в повсеместности андроидов и других смарт-гаджетов. Еще в 1980-х, на заре жанра, начатого писателями-фантастами Брюсом Стерлингом и Уильямом Гибсоном, подобные допущения казались спекулятивными. Сегодня попытка помыслить альтернативный технократический мир без искусственного интеллекта (ИИ) и роботов кажется невозможной.

Из области развлекательного телевидения и литературы взаимосвязь человека и технологии давно перекочевала в область академических штудий: все больше философов и исследователей технологического прогресса обращаются к темам андроидов и ИИ, создаются новые интердисциплинарные учения вроде киберфилософии, робоэтики и философии сознания. Мыслители самых престижных академий анализируют, насколько этично взаимодействие человека и выполняющей его работу машины, нужно ли общаться с андроидом на равных, есть ли у него чувства, возможен ли искусственный эмоциональный интеллект. Философы сознания пытаются понять, в каких когнитивных категориях воспринимают мир машины. Есть ли у них сознание или это лишь симуляция сознания? Это не шутка: в Японии робот впервые начинает проводить религиозные ритуалы, о роботах-сиделках задумываются компании, предоставляющие паллиативную помощь, дроны (а дальше и андроиды) используются в военных и разведывательных операциях.

Все это множество пересечений человека и технологий изучает киберфилософия, состоящая из множества субдисциплин. Киберфилософию можно разделить на два блока: первый изучает виртуальную природу технологий (то есть нейросеть и машинное обучение), второй — ее материальное воплощение (андроиды, дроны и гаджеты). Можно переложить это на академический язык эпохи Просвещения, когда философы изучали душу и тело.

Главный вопрос, интересующий киберфилософов, изучающих ИИ, — есть ли у нейросети сознание и способна ли она им овладеть. Здесь часто приводят в пример мыслительный эксперимент о так называемом философском зомби. В отличие от монстра из хоррора, философский зомби — это такой воображаемый двойник человека, обладающий теми же поведенческими и эмоциональными шаблонами, что и человек. Проблема в том, что философский зомби, как и андроид, заучил нормы и паттерны, но его сознание не основано на нейробиологической природе, как мозг человека. Поэтому такой двойник лишен квалиа — сознательных переживаний. Яркая иллюстрация философского зомби — андроиды из сериала «Мир Дикого Запада». Например, одна из героинь-андроидов — Долорес, услышав дурные новости, даже может прослезиться. Но ее создатели сомневаются в аутентичности реакции: это ее действительное переживание или же заученный путем машинного обучения фидбек? Ведь наше сознание — это что-то большее, чем набор поведенческих инструкций и реакций.

Второй блок изучает «телесность» технологий и то, как ее материальность влияет на человеческий мир. Например, киберфилософов волнует этическая сторона задействования дронов: их используют дистанционно, сидя в тысяче километров от зоны боевых действий. Но насколько этично воевать посредством таких машин через экран монитора? Что если андроиды будут воевать? Они могут работать 24/7, не устают, будут явно физически сильнее человека, наконец, им неведом страх смерти. Скорее всего, война будущего не будет состоять из сражающихся роботов — это было бы человеческой утопией, — она будет основываться на батальонах как людей, так и андроидов. Здесь возникает вопрос: этично ли задействовать силу, против которой человек не выстоит?

Другой, менее очевидный, но все же популярный ракурс — андроиды в быту. Например, в Японии есть большой разрыв между смертностью и рождаемостью: детей все меньше, в то время как паллиативная помощь продлевает жизнь старшего населения. За все растущим процентом стариков должен кто-то присматривать: уже тестируются андроиды, которые будут помогать не только физически, но и психологически. Такие роботы-сиделки должны скрашивать чувство одиночества пожилых людей, говорить с ними на присущие этому возрасту экзистенциальные темы — о старении, прожитой жизни, осознании собственной конечности.

Здесь мы вновь сталкиваемся с парадоксом философского зомби: может ли выработаться прочная эмоциональная связь с машиной, которая лишь симулирует проявление чувств? Уже сейчас в социологии отношений существует понятие эмоционального труда — например, когда в список ваших обязанностей входит притворство: мало кто верит, что стюардессы — самые счастливые люди на планете, неамотря на то что они без конца улыбаются. Нет, это просто часть их работы. Схожая ситуация с андроидами-сиделками: они действительно смогут разделить груз эмоционального бремени или же это часть их работы?

Еще более сложная ситуация с воспитанием. В недавнем, представленном в Каннах фильме «После Янга» показан мир, в котором стало нормой использовать андроидов-нянек или учителей. Уже в 1970-х, во времена обычных телевизоров философы предсказали, что подрастающее поколение будет чаще взаимодействовать с гаджетами, чем с живыми людьми, и спрогнозировали, как это повлияет на их эмоциональные и социальные навыки. Такие люди будущего не будут учиться подлинным шаблонам поведения, а смотря на андроидов, будут видеть лишь зеркало — ведь грань между человеком прошлого и человеком, научившимся всему у машины, становится все менее осязаемой.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»