Технологии

Как VR меняет методологию образования

Почти каждый из нас не раз слышал о такой технологии, как VR, или виртуальная реальность. Однако, скорее всего, эта цифровая инновация в сознании большинства людей ассоциируется исключительно с миром развлечений и искусства - игр, квестов, выставок, экспозиций… И действительно, на текущий момент VR-технологии можно встретить именно там (по крайней мере, в России и странах СНГ). Однако на самом деле диапазон их использования намного шире и разнообразнее. И, безусловно, одним из наиболее перспективных векторов внедрения виртуальной реальности выступает сфера образования.

Первое упоминание виртуальной реальности появилось в научно-фантастическом произведении Стэнли Вейнбаума «Очки Пигмалиона», вышедшем в далеком 1935 году. Для того времени эта идея была исключительно фантастической и жила лишь в фантазии автора. Но цифровая революция и стремительный научный прогресс спустя восемь десятилетий сделали эту мечту реальностью, к которой может прикоснуться каждый.

История VR-технологий началась с гарнитуры Oculus Rift, выпущенной в 2012 году. Подключенное к монитору устройство погружало пользователя в трехмерный видеоряд. С тех пор виртуальная реальность сильно эволюционировала и достигла почти фантастических высот. VR-устройства стали более компактными, мобильными и мощными, а развитие технологии 5G позволило использовать их из любой точки мира. Это способствовало повышению общего уровня доступности таких устройств и сделало их инновационным инструментом не только в индустрии развлечений, но и в мировой образовательной среде.

Несмотря на масштабные достижения, которыми ознаменовался XXI век, основная методология населения в большинстве своём не претерпела кардинальных изменений. Формы обучения остались прежними по своей сути: прослушивание материала от учителя и диалог с ним, ответы на его вопросы, чтение учебных материалов, подготовка к письменным проверочным работам. Но опыт зарубежных стран показал, что интеграция в образование технологии виртуальной реальности может существенным образом изменить процесс обучения, сделать его более доступным, интересным и соответствующим сегодняшнему дню. Виртуальная реальность может перенести к руинам построек Древнего Рима, позволить им смешивать летучие химические вещества и наблюдать за их реакцией без риска причинить себе вред, и (привет фантастам начала прошлого века!) не только наблюдать за виртуальными мирами, но и взаимодействовать с ними. Кроме того, VR-технология может стать чрезвычайно полезным решением для учащихся с ограниченными возможностями или испытывающих трудности в обучении. Они смогут получить обширное представление об окружающем мире в безопасной и контролируемой среде.

Просто представьте: многие учащиеся уже получили возможность прямо в пределах класса или аудитории посетить любую страну, любой объект культурного наследия или невероятные природные ландшафты и рассмотреть их со всех сторон. А можно вообще отправиться на Международную космическую станцию! Современные камеры, обеспечивающие 360-градусную съемку, а также новые приложения (такие как, например, Google Expeditions, поспособствовали тому, чтобы виртуальная реальность стала эффективным инструментом обучения, дала как учащимся, так и преподавателям новые возможности в методологии образования, аналогов которым не было за всю историю человечества. Такая практика уже активно используется в различных учебных заведениях западных стран более чем шестью миллионами, по данным CNN. Согласно прогнозам технологического ресурса [Built In] (https://builtin.com/), использование VR-технологий резко возрастет в течение ближайших пяти лет. Они будут использоваться в двух ключевых формах – с помощью очков виртуальной реальности и иммерсивного класса. Последнее представляет из себя проекцию видеоряда на белые стены класса, что создает эффект достаточно глубокого погружения в происходящее.

Однако, и это важно понимать адептам цифровизации образования, подобные технологии вряд ли созданы, чтобы стать основным методом обучения – скорее мощным дополнением к классическому формату. Они призваны сделать его разнообразнее и способствовать его усвоению. Так, например, Джереми Бейленсон, профессор Стэнфордского университета и основатель Стэнфордской лаборатории виртуального взаимодействия с людьми, считает, что некоторым аспектам различных дисциплин вовсе не нужна виртуальная реальность. Например, объяснение правил правописания будет намного доходчивее доноситься на доске. А вот изучение строения ДНК, животной клетки или человеческой анатомии, напротив, вполне можно переместить в виртуальную реальность для большей наглядности. Что уж говорить о представляющейся возможности «путешествовать», не вставая из-за парты! Так, вышеупомянутые Google Expeditions создали несколько впечатляющих пространств виртуальной реальности для студентов – от плавания с китами до полета на Марс.

Кстати, VR-технологии способны быть отличными помощниками для населения. Например, система TeachLiVe позволяет преподавателям попрактиковаться в ведении занятий в условиях виртуальной реальности. Учитель взаимодействует с аватарами, созданными с учетом психотипов людей различных возрастов, и таким образом может оттачивать свои навыки коммуникации и преподавания. Более того, компания Crosswater Digital Media даже создала систему, которая воссоздает потенциальные конфликтные ситуации и дает возможность преподавателям тренировать свою стрессоустойчивость и умение вести диалог.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»