Образ жизни

Заметки о том, как делать заметки: что такое зеттелькастен и как лучше всего делать записи

Пытаетесь приучить себя к ведению заметок, но не можете найти нужную методологию? Или же на протяжении нескольких лет ведете несколько дневников и не можете быстро найти нужную запись? Рассказываем, как метаобразование помогает людям делать эффективные записи и что такое зеттелькастен.

Учиться учиться

Приставка «мета» стала особенно популярной в искусстве постмодернизма, когда многие его сферы стали изобретать новые повествовательные стратегии и формы подачи материала. В эпистемологии эта приставка придает последующемe слову значение «о себе». Так, метатеатр – это постановка, в которой ее герои знают, что они персонажи и выдумка автора, а сами они застряли в камерных декорациях пьесы; то есть это театр, осознающий себя театром. Метароман – текст, в котором герои тоже знают, что застряли на страницах книг, а иногда и сами пишут роман в романе, в котором есть персонажи, понимающие свое положение. Точно так же появились дисциплины, размышляющие о собственной роли и пользе для человека. Метаданные стали сферой, которая изучает роль данных, а метаисследования критически оценивают другие исследования. То есть подобные метадисциплины рассматривают значение сфер и институций, из которых выросли.

В пересказе это может прозвучать смешно, но есть метаобразование, которое – и это не тавтология – учит людей учиться. То есть оценивать ставшие классическими методологии и практики, пытаясь разобраться, какие из них наиболее эффективны и экспериментально обоснованы. Существуют даже специальные курсы, которые объясняют, как именно необходимо учиться, перед тем как непосредственно приступить к самому процессу обучения. Например, некоторые коучи особенно настаивают на так называемой культуре записи – привычке штудировать учебные материалы с ведением заметок, куда следует выписывать терминологию, концепции и идеи. Кажется, это интуитивно понятный процесс и для этого не нужно метаобразование. Однако любая заметка, отделенная от контекста, рискует быть забытой или потерять значение и смысл для исследователя, когда он к ней вернется. Метаобразование учит не только тому, как обучаться, а как использовать различные техники, чтобы они работали.

Шесть стеллажей памяти

История с заметками – не случайный пример, а иллюстрация того, как культура записей может оказаться бессмысленной, если не прибегнуть к метообразованию, которое анализирует, как помещать полученные знания в контекст. Для этого их нужно уметь каталогизировать – что может привести еще и продуктивности мысли. За свою жизнь немецкий социолог Никлас Луман написал более 70 книг и около 400 статей. Это были первоклассные, а не сделанные наспех работы, которые снискали академическое одобрение, а сам Луман стал одним из самых видных социологов ХХ века. Луман признавался, что практически не пользовался компьютером и довольно медленно печатал на машинке двумя пальцами. Вместо этого он предпочитал старинный метод записи от руки. Его плодовитость заключалась не в скорости, а в поиске материала исследования. Дело в том, что Луман был одним из главных популяризаторов метода зеттелькастен – системы организации записи заметок.

Слово «зеттелькастен» происходит от прагерманских слов «зеттель» («лист бумаги» или «заметка») и «кастен» («ящик»). В старину зеттелькастеном называли функциональный предмет мебели, представляющий собой шесть стеллажей, в каждый из которых помещались четыре квадратных ящика. Такие еще можно встретить в библиотеках, архивах или кабинетах. Зеттелькастен был и у Лумана (его можно увидеть здесь). Этот шкаф он называл «собеседником и причиной своих академических успехов», отмечая что, «собственным умом он бы не дошел до множества идей». Дело в том, что зеттелькастен использовался Луманом для хранения заметок, ведь в ящички он складывал квадратные листочки (размеры: 148×105 мм, DIN A6) с пометками, которые впоследствии привели к написанию 70 книг.

Как делить идеи на секции

Луман делил записи на три секции: повседневно-бытовые, заметки для архива и заметки для отдельных проектов. Так, повседневно-бытовыми заметками могли быть в спешке выписанные цитаты, список литературы, термины, которые затем переписывались и дополнялись в заметки для архивов. Луман уделял важное место помещению чужой идеи в контекст, поэтому выписывал не только любопытную цитату, но и дополнял ее своими мыслями, связывал ее с другими феноменами и конструктами. На одной стороне социолог выписывал цитату, помечал, из какой она книги, на какие другие труды ссылается (если ссылается). На другой – помещал ее в контекст своих собственных размышлений и ответов. Так выстраивалась стройная и умная система заметок со своей иерархией и взаимосвязями.

Все архивные карточки Луман нумеровал и помечал буквами: например, карточка №1, №2 и так далее; однако если после написания карточки №4 Луман находил новую идею, с ней связанную или ее дополняющую, то он создавал заметку-примечание и подписывал ее №4а, а примечание к ней – как №4б. Луман, работая над штудированием одной области, понимал, что будет нуждаться в трудах из смежных областей, а его исследования могут оказаться на перекрестке нескольких дисциплин. Поэтому он помечал заметки отсылкой к другим заметкам, которые могут понадобиться для более глубокого понимания феномена. Вместе с тем архивные заметки могли вовсе не касаться какого-то проекта, а быть картотекой размышлений на самые различные темы – о ботанике, астрономии, супружеской жизни, лени, истории средневекового быта. Если же он работал над конкретным проектом в академических целях, то помещал записи в отдельный ящик, но по той же схеме.

Чем зеттелькастен лучше блокнота

Прежде всего, тем, что записывая мысль в блокнот, вы вряд ли сможете ее дополнить спустя какое-то время. Допустим, на 23-й странице вы кратко конспектируете термины из книги по литературоведению, затем на следующей странице выписываете цитаты из романа, после записываете собственные мысли о чем-то еще. Когда вы наткнетесь на идеи, пересекающиеся с конспектом на странице 23, то захотите записать их так, чтобы оформить между ними связь, но нужная страница полностью исписана. Делая запись в блокноте, вы должны понимать, что как бы бетонируете ее и мешаете проведению связей. Заметка отлична от страницы, а потому может перемещаться из одной секции в другую.

Пожалуй, самыми совершенными являются древовидные системы вроде аутлайнера или интеллект-карты, ведь они позволяют составлять нелинейные заметки, которые можно соединять с другими пометками, а также дополнять их примечаниями, как и зеттелькастен. Банально, но огромное преимущество нелинейной умной системы заметок в том, что она не скреплена переплетом, как блокнот, а значит, идеи могут перемещаться в удобном для вас порядке, их можно тасовать, как карты, а примечания к заметке №3 всегда можно создать на новом листе с пометкой №3а.

Чем так полезен шкафчик для заметок

Есть что-то символичное и обязывающее в ведении аналоговых заметок во времена тотального доминирования технологий. Во-первых, деревянный ящик или картонная коробка, поделенная на секции для складирования записей, как бы намекают своим присутствием, что к ним необходимо возвращаться. В этом и смысл зеттелькастена – в постоянной ревизии, проведении связей и пополнении. Исследования показывают, что нелинейные системы конспектирования лучше влияют на запоминание, конструирование связей и креативность, то есть на способность эти связи находить. Во-вторых, заметки как бы сами собой подразумевают письмо от руки. Когнитивный психолог и исследователь дизайна повседневных вещей Дон Норман в нескольких своих текстах отстаивал аналоговые и кажущиеся сегодня старомодными привычки вроде писания от руки. Норман уверен, что письменные заметки помогают лучшему усвоению информации. Сразу ответим на назревающий вопрос: метод зеттелькастен возможен и для онлайн-платформ: Notion, Zettlr, iA Writer. Но есть что-то чарующе старомодное в ведении письменных заметок.

Кроме того, зеттелькастен способствует навыку отбора информации. Луман призывал выписывать самую увлекательную, полезную и ценную информацию, оставляя вторичные мысли вне заметок. Есть так называемая ошибка коллекционера – неспособность критически осмыслить информацию, выбрать самые необходимые сведения и сваливать все в кучу. Зеттелькастен не только помогает все систематизировать, но и способствует тренировке когнитивного навыка – точного видения нужного и ненужного. Особенно к нему приучает размер заметок – они небольшие, поэтому нужно тщательно выбирать, что на них записать.

Семь простых правил, чтобы начать

  1. Кристиан Титз, программист и большой поклонник зеттелькастена, ввел термин – «метод атомарности». Одна заметка – одна идея.

  2. Заметки должны быть автономны. То есть их содержимое должно быть самостоятельно – в отрыве от остальных записей. Исключение составляют заметки-примечания, которые помечают не только номером, но и буквой, например №4в, и они служат дополнением к карточке №4 и всем его производным. Такие заметки служат обрамляющим контекстом друг к другу.

  3. Мало добавлять к заметкам примечания, нужно объяснить, почему и как они связаны. Это важно и потому, что память коротка, а вы, вероятно, забудете через годы, какая между ними связь. Это может казаться вам очевидным сегодня, но может сбить в будущем. Поэтому сегодняшний вы всегда думайте о себе завтрашнем и проводите четкую письменную связь между заметками.

  4. Луман не забывал работать со списком литературы, не забывайте и вы. Он всегда указывал откуда взята цитата или идея, чтобы всегда можно было вернуться к первоисточнику. Обычно удобнее делать это на обратной стороне заметки.

  5. Старайтесь описывать идеи своими словами. Это не только поможет ее пониманию в знакомых вам терминах, но еще и упростит возвращение к заметке через полгода или год. Термины или сложные конструкции забываются, а ваше их разъяснение – нет.

  6. Важны не только ваши интеллектуальные изыскания, но и эмоиональные впечатления. Если какая-то идея натолкнула вас на размышления или ощущения, запишите – вдруг пригодится. Может быть, это превратится в секцию о эмоциональных заметках. Например, в британских университетах есть практика так называемого рефлективного письма, рассчитанная на чувствительных студентов, чтобы они делились эмоциональными впечатлениями от прочитанного и процесса обучения.

  7. Совет для тех, у кого собралась небольшая коллекция записок. Наверняка ваши заметки относятся к двум-трем темам, поэтому рекомендуем создать заметки-оглавления. Скажем, у вас есть по 50–70 заметок на две темы: история Запада и медиевистика. Важно их разграничить и выделить в отдельные системы.

Зеттелькастен, будучи системой древовидного ведения заметок, удобен преимущественно своей мобильностью: карточки, в отличие от страниц блокнота, не связаны переплетом, их можно тасовать в удобном вам порядке, а простая система навигации с помощью цифр и букв поможет связать записи между собой. К тому же если зеттелькастен существует уже несколько столетий и не исчезает даже в цифровую эпоху, то, вероятно, стоит призадуматься: может, и правда лучшего способа записи еще не придумали?

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»