Образ жизни

Покрыться пылью: четыре популярных киножанра, которые больше никто не смотрит

Каждому десятилетию нужен свой киногерой: меткий стрелок вестерна 1950-х, детектив нуара 1940-х, киберпанк-хакер 1990-х. Какие-то из этих жанров остаются популярными и сегодня, какие-то, напротив, кажутся реликтами. Вспоминаем четыре некогда популярных жанра, которые сегодня кажутся безнадежно устаревшими.

Карате-боевик

На постсоветском пространстве азиатские боевики в их чистом, не разбавленном Голливудом виде показывали не так уж часто, а в фильмографии жанра, пришедшегося на 1960–1970-е годы, явно больше разбирались американские и британские зрители, у которых не было проблем с глобальным кинопрокатом. После Восток и Запад один за другим начали выпускать вестернизированный карате-боевик, уже знакомый зрителям 1890–1990-х: садящийся на шпагат Жан-Клод Ван Дамм, машущий пяткой Чак Норрис и гуттаперчевые Брюс Ли и Джеки Чан – главным повествовательным ядром была именно боевая хореография.

Карате-боевик перестал существовать как жанр после падения спроса аудитории на маскулинных и неистребимых героев. Но элементы карате остались: его влияние еще можно увидеть в дилогии «Убить Билла» и «Матрице».

Ромкомы

Чуть больше года назад, когда вышла комедия «Зависнуть в Палм-Спрингс», кинокритики заговорили о том, что, быть может, ромкомы еще рано хоронить. Но нет, романтическая комедия как жанр и вправду больше недееспособна. Впрочем, это были хорошие годы: с 1970-х по конец 2000-х вышли фильмы и сериалы, ставшие побронзовевшей классикой: «Ноттинг-Хилл», «Дневник Бриджит Джонс», «Друзья», «Как я встретил вашу маму».

Есть такая дисциплина – социология отношений, изучающая как люди выражают чувства в разные эпохи. Думается, один из таких исследователей заявил бы, что мы живем во время, когда матримониальный сюжет – константа всех романов сестер Бронте и Джейн Остин о женщинах и мужчинах, мечтающих о браке – перестал быть существенным. Все больше женщин и мужчин расставляют границы, прекрасно чувствуют себя в одиночестве и не стремятся сочетаться узами брака. Вероятно, всем надоело смотреть, как несчастные люди начинают светиться золотым светом, как только надевают обручальное кольцо.

Пеплумы

Так обычно называют протяженные, на три-четыре часа, исторические эпопеи с многотысячной массовкой, дорогими бум и бах и историческим реквизитом. Пеплумом вполне бы могли быть «300 спартанцев», если бы они шли еще примерно два часа, а коней, колесниц и воинов там тоже было бы в два раза больше. Легитимные примеры: «Бен-Гур», «Александр» и «Троя».

Тяжело сказать наверняка, почему пеплумы в их историческом срезе перестали пользоваться зрительским спросом. Понятен другой аспект – финансовые и производственные затраты, которых требуют съемки подобного кино. С небольшой натяжкой можно сказать, что пеплумы все-таки не исчезли, они трансформировались и сменили сеттинг и акценты. Теперь пеплумом можно вполне представить фильмы по Marvel или «Звездным войнам».

Самурайское кино

Кино о самураях ворвалось в мейнстрим-культуру в конце 1950-х – после того как Акира Куросава получил «Оскара» за «7 самураев». Интерес к такому кино не только со стороны азиатской аудитории вполне легко объяснить (он продиктован банальным этнографическим любопытством: что там за океаном? как выглядят японские их герои? с кем и чем они борются? во что верят?), тяжело поспорить, что такое кино любопытно и из-за боевых постановок: самураи и в самом деле были одними из самых кинематографичных бойцов, а их поединки на катанах напоминали хорошо поставленную хореографию.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»