Образ жизни

Курорт-призрак: что такое призрачный туризм и почему путешественников тянет в заброшенные места

Пригороды, где никто не живет, районы, из которых уехали постояльцы, поместья, якобы населенные призраками, – так выглядит маршрут нового туризма. Рассказываем, какие два вида туризма стали альтернативой классическим курортам и почему чем заброшеннее, тем лучше.

Молодая пара въезжает в пригород Лондона. Около 200 идентичных, но очень симпатичных домиков, милая, всегда подстриженная лужайка, несколько магазинов, на случай если вы что-то забыли в городском супермаркете. К тому же до Лондона 25 минут езды. По ночам у пустырей за домом слышен вой лисиц, но цены здесь явно ниже, чем в мегаполисе. Одно но – пара никак не может повстречать хотя бы одного соседа.

Так начинаются сразу два фильма режиссера Лоркана Финнегана: «Лисицы» и «Виварий». То, что ирландец Финнеган снял два фильма о заброшенном пригороде, показательно. В 1990–2000-х, когда в Ирландии произошел феномен под названием «Кельтский тигр» (экономическое чудо, невероятно стремительный рост экономики), строители предвидели массовое увеличение доходов населения и тренд на покупку загородных домов и в промышленных масштабах стали застраивать пустоши и подлески вдали от крупных городов. Некоторые пригороды в самом деле пользовались популярностью, но кое в чем строители ошиблись – спрос на загородное жилье не был таким уж большим.

Из-за того, что некоторые застройки по тем или иным причинам не пользовались спросом, они так и остались не заселены. Еще более пугающе то, что один-два дома из сотен все же купили – и там в полном одиночестве живет одна семья или вышедший на пенсию профессор. Так в Ирландии появилось понятие так называемой призрачной недвижимости – пригородов-фантомов, где никто (или почти никто) не живет. На удивление такие пригороды и вообще заброшенные территории пользуются редкой, но постоянной популярностью – их ценят любители неочевидных видов туризма: призрачного и индустриального.

В 30 километрах от Нью-Йорка, на берегу Гудзона, находится город Ньяк. Почти у самой реки стоит трехэтажный викторианский особняк на 400 квадратных метров. Этот дом называют Ловетта-плейс. В нем шесть спален и шесть ванных комнат, библиотека, кухня и несколько гостиных. Отчасти Ловетта-плейс известен, потому что там жили сценарист Адам Брукс, затем поп-певица Ингрид Майклсон, затем – регги-исполнитель Матисьяху. Но в большей степени дом известен потому, что в нем обитают привидения. Есть любопытное юридическое свидетельство о том, что особняк населяют сразу 255 полтергейстов (что? да!). Если очень кратко, юристы пишут, законно ли продавать поместья, населенные призраками. Собственно, призрачный туризм как раз о посещении мест вроде Ловетты-плейс. Истории о домах с привидениями особенно популярны в Новой Англии (вспомните, что почти все рассказы Говарда Лавкрафта, одного из самых известных писателей ужасов, происходят именно здесь) и на юге США (так родился целый литературный жанр – южная готика). Истории о призраках так популярны, что в некоторых штатах, например в Вайоминге, Западной Вирджинии, Северной Дакота, Алабаме и Арканзасе, риелторы имеют полное юридическое право не раскрывать информацию о загадочных или преступных происшествиях в сдаваемом доме – потому, что это плодит слухи. Которые, в свою очередь, привлекают призрачных туристов.

Последователей призрачного туризма привлекают не только дома или города с подчеркнуто сверхъестественной историей. Туристам интересны локации вроде упомянутой призрачной недвижимости: полузаброшенные районы городов, которые не пережили капиталистических реформ и из которых массово уезжают жители. Важно не столько наличие или отсутствие сверхъестественности, сколько сам момент призрачности. В случае с ирландскими пригородами и, например, с отдельными районами в Детройте и других городах Пояса ржавчины (так называют индустриальные города, чья промышленность больше не приносит дохода и ведет к переселению жителей в более экономически развитые мегаполисы) призрачность составляет экономический фактор. Если подумать, у призраков и заброшенных мест много общего – не зря же они так плотно связаны друг с другом в культуре. И призрак, и заброшенное помещение как бы принадлежат прошлому, но все же репрезентируют себя в настоящем, оба как бы мертвы, но и живы. Другими словами, они промежуточны, то есть как бы застряли на пороге между двумя разными состояниями. Именно это и привлекает любителей странного туризма.

Вы наверняка видели фотографии заброшенных авиабаз, баз подлодок или пришедшие в негодность космодромы. Их фотографируют индустриальные туристы – путешественники, составляющие маршрут, исходя из того, как много в том или ином городе заброшенных помещений, связанных с индустрией и промышленностью. Как правило, индустриальные туристы вдохновляются советской эстетикой, теперь пребывающей в запустении, отчего она также напоминает призрака. Русские индустриальные туристы, например известная фотограф Лана Сатор, в своих постах рассказывают о том, что такой вид туризма совмещен с риском. Заброшенные объекты находятся далеко за пределами города, добраться до них проблематично, как и ориентироваться в их сложной инфраструктуре.

В любом случае альтернативный туризм – авантюрное предприятие. И если поездка в заброшенные локации кажется рискованной, всегда можно изучить их издалека – благодаря литературе. Есть целый корпус травелогов о посещении покинутых мест (особенно популярный в Британии): «Земля призраков» Эдварда Парнелла или книги Роберта Макфарлейна, из которых можно узнать, каково это – бродить в одиночку по местам, где обитают (мысленные) привидения.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»