Образ жизни

Как потреблять, не нанося ущерб природе

Производство абсолютно любого продукта связано с потреблением природных ресурсов и, логично, последующим мусором, когда продукт будет использован. Рассказываем, почему производящие товары заводы не смогут остановить глобальное потепление и исчерпание сырья. Но мы можем попробовать.

Есть понятие так называемой линейной экономики. Этим термином можно охарактеризовать жизненный цикл производства, продажи и дальнейшего использования любого продукта: завод производит стекло, которое в дальнейшем наполняется, скажем, минеральной водой, после чего продукт доставляют в супермаркет, где его покупают, потребляют, а бутылку отправляют в мусорный бак. Кроме очевидного наблюдения, что стекло отправляется не на переработку, а на свалку, производство бутылки связано с целым рядом проблем.

Прежде всего – с затратностью ресурсов. Логика позднего капитализма основана на постоянном спросе и потреблении, а еще существует без оглядки на тот факт, что мы используем больше ресурсов, чем восстанавливаем их. Здесь все математически просто: для производства практически любой продукции необходимы природные ресурсы. Дерево, металлы, природный газ и уголь. Разумеется, это не бесконечное сырье. Все, вероятно, видели недавнее освещение медиа о том, как за последние 20 лет поредели леса Амазонии (их суммарную биомассу можно приравнять к крупной европейской стране).

Производству нужен не только природный ресурс для, собственно, превращения его в продукт, ему нужно топливо, которое запустит механизмы и конвейер в действие. Для этого необходимы уголь, природный газ, для доставки продукции на склады – миллионы тонн топлива. Производство товаров на заводах сопряжено с выбросами канцерогенов, парниковых газов и сажи, ускоряющих процесс глобального потепления. Деятельность многих заводов приводит к окислению почвы, загрязнению вод и интоксикации флоры и фауны. Например, производства сопряжены с остаточными нефтепродуктами, красителями или эмульсиями, которые необходимо утилизировать с помощью специальных и дорогостоящих процедур, но вместо этого их просто сливают в водоемы. Нефтепродукты и красители относят к жидким отходам, но есть и твердые – по сути, обычный мусор, остающийся после производства. Его необходимо перерабатывать, но большинство предприятий сжигают его (что выделяет в воздух серу, канцерогены, бензопирен и сажу) либо складируют на так называемые полигоны (в быту – мусорные свалки). Вы наверняка видели многочисленные списки жизненных сроков: покрышка разлагается 100 лет, памперсы – 500, среди долгожителей – стеклянные изделия с их почти тысячелетним жизненным циклом. На эту же свалку можно отправить не только оставшийся при производстве мусор, но и остаточный – тот, что выбрасывается покупателем уже использованного товара. Все это конечный результат линейной экономики. У нее есть альтернатива – циклическая экономика, процесс утилизации и переработки всех продуктов – как остаточных, так и конечных. Однако понятно, что такая бизнес-модель противоречит капиталистическому темпу безграничного производства.

Расхожая уловка, на которую ведутся потребители: озабоченные экоповесткой и состоянием окружающей среды покупатели присматриваются к маркировкам на продуктах – придерживается ли производитель модели циклической экономики, не было ли использовано дефицитное природное сырье и так далее. Часто фирмы обозначают свою продукцию как эко-френдли и наносящую минимальный из возможных вред природе, но дело принадлежит к линейному экономическому процессу. Такой маркетинговый обман называют гринвошингом – еще одно доказательство того, что поздний капитализм присваивает стратегии борьбы с его последствиями себе же на пользу. Поэтому, чтобы отличить эко-френдли-продукцию от гринвошинга, следует действительно быть в курсе корпоративной этики той или иной компании, чтобы понимать, подходит вам этот бренд или нет.

Вероятно, если не работают законы и санкции (ведь слив жидких отходов в водоемы запрещен, хотя некоторые не перестают этого делать), то единственной опцией помощи природе для потребителя станут самостоятельные действия.

Все слышали об импульсивных покупках и консюмеристских бумах: современное общество покупает даже тогда, когда в этом нет надобности. Средний класс покупает одежды, продуктов питания и других товаров больше, чем ему нужно. Согласно исследованию, более 30% от всей покупаемой в мире пищи выбрасывается. Потому что не успели приготовить, забыли в холодильнике и прочая-прочая. Отчасти, связанные с покупками поведенческие шаблоны можно объяснить так называемой дофаномикой, или дофаминовой экономикой. Маркетологи, следящие за открытиями нейронауки, поняли, что на гормональных реакциях можно строить стратегии: доказано, что дофамин связан с желание обладать, поэтому всякий раз, когда мы что-то приобретаем, мы чувствуем подъем уровня этого нейротрансмиттера и чувствуем себя немного счастливее. «Немного» - очень точное слово для описания действия дофамина. Оно краткосрочно, быстро. Поэтому маркетинг выстроен так, чтобы предложить потребителю еще и еще – радость от новых кед проходит через два дня, значит, следует купить новый свитер. Построенную по такому принципу рекламу еще называют безрадостной экономикой – ведь чтобы чувствовать себя счастливее, нам необходимо что-то приобретать: звучит как 33 несчастья.

Поэтому одним из главных правил по защите окружающей среды будет попытка потреблять меньше. Такая «перепрошивка» может (и будет) сложной: необходимо составлять списки покупок, калькулировать, сколько продуктов вам понадобится. Наконец, придется пробовать другие поведенческие шаблоны - например, не покупать вещь в интернет-магазине, а откладывать эту мысль в задний ящик (может быть, вы и забудете об этой «очень нужной» вещи). И разумеется, сколько бы вы ни потребили, весь мусор необходимо перерабатывать – с помощью или домашних комбайнов, или точек приема мусора.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»