Культура

Лот 50. Кто больше? Продано! Как покупать современное искусство, чтобы не обанкротиться

О ценообразовании на современное искусство задумывался, пожалуй, практически любой человек, хоть сколько-то интересующийся гуманитарной сферой. О том, почему одни картины стоят меньше тысячи долларов, а другие продают за миллионы (или, как сегодня обстоят дела с криптовалютой, за десятки биткоинов или эфиров), пишут целые книги. В любом случае, если вы интересуетесь академической или светской составляющей искусства, желаете начать собирать собственную домашнюю коллекцию, но ничего не знаете о финансовой части, то вот несколько простых правил, на что нужно обратить внимание.

Cледите за молодыми художниками

Как и в индустрии моды, где именно бренд задает продукции финансовый контекст, в сфере современного искусства важно не только, что ты покупаешь, но и чье имя значится на произведении. Поэтому если вы думаете об искусстве как о части интерьера, то лучше всего обратить внимание на молодых авторов, чьи произведения, разумеется, будут стоить гораздо дешевле художников, давно работающих в арт-поле. Платформ, которые поддерживают молодых художников, включая их работы в свой каталог, немало. Самая известная – Saatchi Art (ценник практически на любой кошелек – от 300 долларов и до «лучше вам не знать»), принадлежащая братьям-артдилерам Саатчи. Чуть дороже 1stDibs, включающая рубрику Under 2 500, – как раз для более опытных, но все же еще начинающих коллекционеров.

Если же вы подбираете первые айтемы с мыслью о дальнейшей перепродаже, то молодые художники опять же подходящий вариант – никогда не знаешь, кто из них выстрелит. Но чтобы прогнозирование оказалось чуть более точным, посещайте арт-пространства, читайте профильную литературу и медиа и не пропускайте рассылку об арт-рынке (нам нравится эта).

Помните, размер не важен

А здесь шаг для более опытных. Ну или для очень увлекающихся. Если вы хотите приобрести в коллекцию работу более известного художника, но ценник слишком высок, поищите его более мелкие работы. Это как с литературой, у издательских домов есть большой запрос на романы, в то время как рассказы пользуются меньшей популярностью. Так же с искусством: попробуйте искать не полотна и скульптуры, а работы малых форм: наброски, рисунки, эскизы. К слову, когда художник дорожает в цене, даже самая маленькая и даже незавершенная работа будет пользоваться большим спросом. Вспомните случаи, когда какой-нибудь университетский архивариус случайно находит неопубликованный рассказ Воннегута или Сэлинджера – за его публикацию тут же начинают бороться The New Yorker и The Atlantic.

Присмотритесь к виртуальной реальности

Коллекционеры и трейдеры, как и прогнозировали киберпанк-романы и фильмы, уходят в виртуальную реальность, чтобы приобретать цифровые предметы, или, как их называют, айтемы. Сейчас люди массово скупают NFT, или невзаимозаменяемые токены: токинизированные изображения, видеоролики, аудиозаписи, фигурки, одежду – что угодно. Словом, это очень похожие на реальные предметы вещи, но существующие в виртуальном измерении, которым принадлежит уникальный ip. По сути, вся философия NFT строится на ip – вы можете купить в нашем случае один из 300 арт-постеров, но каждому из них принадлежит уникальный цифровой идентификатор, а значит, ваш постер уже отличается от аналогичного.

В виртуальную реальность уходят цифровые и медиахудожники, создающие произведения искусства, которые нельзя повесить дома, но которые будут в вашей виртуальной галерее, который будет в смартфоне и планшете. К слову, e-commerce (торговля интернет-предметами) сейчас на пике, а в трейдинге виртуальными айтемами уже наметилась популярная тенденция перепродажи – например, представленная в виртуальной реальности сумка Gucci, подготовленная брендом к своему столетнему юбилею, была приобретена несколькими пользователями, а затем перепродана за цену, в несколько раз превышающую цену аналоговой сумки. Точно так же будет происходить с искусством – присмотритесь к молодым именам, затем, возможно, перепродайте.

Перестаньте думать, что тиражное искусство – это плохо

Помните, в пункте об NFT мы упомянули тиражную коллекцию из 300 арт-постеров? Мы это специально. Понятно, многими людьми движет страсть к коллекционированию чего-то штучного, редкого и уникального, ведь именно в этом прелесть коллекции – демонстрировать то, что есть только у вас. Вместе с тем нет ничего зазорного в приобретении тиражного искусства – как аналогового, так и цифрового: это будет в разы дешевле, чем произведение в одном экземпляре. Здесь лучше всего руководствоваться не эгоистичными соображениями (все же это так: мы хотим быть единственными обладателями чего бы то ни было), а эстетическими: этот предмет вам нравится – тогда не думайте, забирайте.

Присматривайтесь к распродажам

Часто галереи устраивают собственные аукционы и распродажи. Во-первых, можно поторговаться, во-вторых – набить на этом руку. В целом если говорить про известные аукционы, то за последние 20 лет аукционы стали выставлять в шесть раз больше лотов и в шесть раз больше художников, а еще показали 2100%-ный рост финансового оборота. Но мы (пока) и не думаем туда соваться – скорее нас интересуют микроаукционы, в которых произведения уходят с молотка иногда даже за вполне символическую сумму. Кроме того, правила больших аукционов действуют и на малые: в шесть раз больше художников и их произведений, а значит, огромное разнообразие для выбора.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»