Культура

Эпоха возрождения: почему винил снова в моде и как выбрать свой первый проигрыватель

Сначала появление компакт-дисков, затем мобильные музыкальные приложения — все это должно было навеки погубить популярность винила. Но, как мы видим, мода на него возвращается. Рассказываем, почему в мире музыки происходит так называемый виниловый ренессанс, и даем несколько советов, как выбрать свою первую вертушку.

Трек №1 How it started

Что было еще 20-30 лет назад? Виниловые проигрыватели и пластинки казались таким же культурным ископаемым, как дискеты или радиоприемники. С каждым десятилетием музыка (вообще вся информация) натурально все сильнее истончалась: вместо увесистых, в 7–10 килограммов, виниловых вертушек появились компактные аудиосистемы, широкий дюйм пластинки сменили маленькие, клади в карман, компакт-диски. С диджитализацией музыкальной индустрии звучание стало призрачным — бестелесным, виртуальным, доносящимся из некоего воздушного кармана, будто бы из ниоткуда. Иными словами, материальность и полновесность музыки превратились в клик компьютерной мыши по кнопке «Пуск».

Пластинке (вернее, различным ее вариациям) около 130 лет: первые массовые производства в начале прошлого века; пик популярности в 1960–1980-е годы; обязательный пункт в контракте любого уважающего себя музыканта — пропись «релиз пластинки»; обязательный предмет интерьера и досуга любого уважающего себя аудиофила — проигрыватель в гостиной. В самом начале ХХI века производство пластинок практически прекратилось, уступив более дешевым и тиражируемым дискам. В известном смысле пластинки были, вероятно, одними из последних обитателей прошлого века, дотянувших до нового столетия; их уход казался окончателным подтверждением fin de siècle — закатом прекрасной эпохи ХХ века. Винил стал еще одним музейным экспонатом, помещенным за завитриненной вечностью.

Трек №2 How it’s going

В сериале Паоло Соррентино «Молодой папа» новоизбранный понтифик Пий XIII (Джуд Лоу) говорит, что ритуалы — последнее, что скрепляет эту планету. В этом смысле проигрывание винила — это ритуальное действие, череда повторений, наделенных особым почтением. Протереть пластинку, установить ее на диск, опустить вертак с иглой — затрачиваемое время делало проигрывание комнатным священнодействием, соприкосновение с материальностью музыки — ощутимым приближением к звуку. В книге «О ностальгии» Дэвид Берри пишет, что вся культура нашего века охвачена так называемым модусом ностальгии. Возвращение ретро, моды 1970-х, ремейки популярных фильмов, современные сериалы вроде «Очень странных дел» с их любовью к 1980-м. Другими словами, современная культура не способна генерировать актуальные ей сюжеты и стили, поэтому и существует в оглядке на прошлое. XXI век стал огромным музейным хранилищем, сдувающим пылинки с утопического, как кажется сейчас, прошлого. Частью предложенного Берри термина «модус ностальгии» бесспорно является и мода на винтаж.

Вероятно, это стало одной из причин так называемого винилового ренессанса — с 2005 года мода на проигрыватели вернулась, а с 2016 года полностью оправдала себя экономически — количество проданных пластинок увеличилось на 35,1% по сравнению с 2015 годом. Аудиофилам, виниломанам и людям, просто любящим музыку, стала важна эта материальность прошлого, к которому можно подойти, можно потрогать. Это не метафора: при записи пластинки звуки, воспроизводимые музыкантами, преобразуются в электрический импульс, который рисует волну-дорожку на пластинке. Это значит, что те песни, которые вы слушаете, полностью аналогичны звукам, записанным в, скажем, 1965 году джаз-бандом. Когда мы ставим иглу на пластинку джазмена Майлза Дэвиса, то, по сути, слушаем, как он и остальные участники его квартета как бы перебирают струны и нажимают клавиши в реальном времени. И это не сравнить с современными законами звукозаписывающих студий, на постпродакшене изменяющих звучание. В смысле аудиозвучания также есть свои преимущества. Это факт: саунд винилового проигрывателя, если выразиться просто, теплее, глубже, как говорили несколько лет назад — «ламповее». Описать звук довольно сложно: говорить о музыке — в каком-то смысле то же самое, что танцевать об архитектуре.

Главное, что сейчас к нам вернулось прошлое, еще в начале этого века казавшееся безвозвратно утерянным. Папа Пий XIII был прав, ведь ритуалы — это то немногое, что еще объединяет людей.

Трек №3 A good record player is hard to find

Сразу оговоримся, в этом материале мы не будем советовать проигрыватели и аксессуары для продвинутых аудиофилов — он предназначен для тех, кто только собирается пополнить ряды любителей качественного звука при среднем бюджете и желании углубиться в тему.

При выборе проигрывателя нужно обращать внимание сразу на несколько факторов — качество механики и сборки, наличие или отсутствие фонокорректора (о нем чуть позже), акустику, функцию Bluetooth и в меньшей степени на дизайн.

Очень часто новичкам предлагают приобрести проигрыватели all inclusive — такие вертушки называют комбайнами. Это действительно привлекательное приложение: помимо основных компонентов, в компактный аппарат встроено все, что нужно: фонокорректор, усилитель, колонки, порт USB для подключения к компьютеру. Скажем без экивоков, покупка такого аппарата будет большой ошибкой, даже если вы не разбираетесь в качестве звука.

Аналогия довольно грубая, но точная: это как шампунь «три в одном» (с гелем для душа и кондиционером) — никогда не работает. В случае с проигрывателями нужно запомнить: меньше означает больше. Любой консультант скажет, что проигрыватель и акустические системы в виде колонок следует покупать отдельно: это поможет добиться лучшего качества звука. Если вас смущают провода, то попросите продавца подобрать такую вертушку, которая поддерживает функцию Bluetooth с колонками.

Очень важен и фонокорректор. Определенные модели продаются со встроенными фонокорректорами, для других проигрывателей устройство придется покупать отдельно. Объясним, что же это: аудиосигнал, записанный на пластинке, который снимается иглой звукоснимающей головки, сам по себе не очень силен и искажен. Именно поэтому придумали фонокорректор — он усиливает и корректирует звук, делая его, как мы уже помним, теплым и «ламповым». В отличие от встроенных в проигрыватель колонок, фонокорректор в вертушке считается нормой. Как и его отсутствие и необходимость докупить отдельно. Лучшая рекомендация для новичка: купите проигрыватель со встроенным аппаратом. Как правило, отдельный фонокорректор покупают сведущие в вопросе виниломаны, а золотой серединой выступают проигрыватели с опцией сменного фонокорректора — встроенный в вертушку можно заменить на более качественный, если вы решитесь модернизировать свою машину (но, повторимся, к этому этапу следует приходить много позже).

При выборе проигрывателя обязательно уточните вид иглы. Обычно иглы делают из алмазов, чуть реже используются рубины и сапфиры. Формы две — сферическая и эллиптическая. Последняя собирает больше информации с пластинки, что делает звучание глубже, объемнее и качественнее. Вместе с тем такая игла сильнее изнашивает ваши пластинки. Сферическая же форма более благоприятна для сохранности вашей аудиобиблиотеки.

Наконец, дизайн. В этом случае правило простое — хорошая вертушка должна быть минималистской. Проигрыватели, выполненные в виде чемоданчиков, радиаторов автомобилей и прочая, скорее предмет декора, нежели качественная система. Напоследок вот вам черный список начинающего аудиофила: Crosley, WATSON, ION — продукцию этих брендов лучше не покупать, если вам важно качество звука.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»