Все материалы

Акт второй, мидпойнт, аутлайн: за кем следить, чтобы начать писать сценарии

Сериалы стали чем-то вроде новой религии — они интереснее литературы и других жанров энтертеймента. Спрос на хорошие истории перестал быть западноцентричным: к российскому контенту присматривается Netflix, в производство запускают все больше отечественных сериалов. Главный вопрос: как попасть в индустрию и начать писать сценарии? Рассказываем о мастер-классах, подкасте и литературе, которая поможет вам создать первую рукопись.

Что смотреть?

Мастер-класс от Аарона Соркина

Свой первый сценарий Соркин написал на салфетках. После эти клочки превратились в «Несколько хороших парней» — фильм с Джеком Николсоном, номинированный на несколько «Оскаров». Соркина легитимно считают одним из столпов современного сценарного цеха: в его портфеле культовый сериал «Западное крыло», фильмы «Социальная сеть», «Стив Джобс» и многое (правда многое) другое. MasterClass (специальная онлайн-платформа для домашнего обучения) включает 35 воркшопов от сценариста. Прежде всего, Соркин знаменит методикой «10 плохих идей» — набрасыванием тематик предстоящей истории и постепенным отказом от самых нежизнеспособных. Так приходишь к одной-двум, но крепко сбитым. Он рассказывает, что хороший сценарий состоит из препятствий для героя, а также о том, как сделать персонажей запоминающимися, как выработать динамичный темп повествования, который Соркин называет приводным валом. Вместе с тем он советует несколько проверенных техник от недуга, которого, вероятно, боится любой начинающий, — писательского блока.

Есть практикум: в формате групповой дискуссии Соркин со своими студентами обсуждает сценарии к нескольким фильмам, находит сильные и слабые стороны, а еще заимствует оттуда стилистические и сторителлинг-техники.

Мастер-класс от Шонды Раймс

Договорившиеся о работе над совместным ТВ-шоу писатели Брет Истон Эллис и Ирвин Уэлш сказали: «Сериалы — это новая литература». Поспорить сложно. Думается, так считает и Шонда Раймс — трижды номинантка премии «Эмми», создательница «Анатомии страсти» и «Как избежать наказания за убийство». Есть одно существенное отличие: романист пишет сам, сериальный сценарист сотрудничает с целой киноиндустрией — от шоураннера до исполнительного продюсера. Раймс рассказывает не только о структуре сценария, процессе написания пилотного эпизода или об особенностях ресерча (а работать с дополнительной литературой придется много) для детализации истории. Шонда готовит и к техническим и административным тонкостям работы на так называемом премиальном телевидении. Как питчить свою работу, как писать аутлайн, как правильно вести переговоры со студией, работать в продакшене и с другими сценаристами. Да, работать нужно в писательских комнатах, у работников которых есть четкая иерархия и обязанности. Если вас это пугает, вам поможет эта цифра: за одну только пилотную серию на английском сценарист получает от 30 до 50 тысяч долларов. Учитывая, что Netflix активно присматривается к российскому рынку, может, через пару лет у вас получится приблизиться к подобному гонорару.

Что слушать?

«Поэпизодный клан»

Российская кинокомпания 1-2-3-Production выпускает одни из лучших отечественных фильмов и сериалов. Именно с ней сотрудничают спикеры «Поэпизодного клана»: сценаристы Константин Майер, Роман Кантор и Николай Куликов. Что делает сцену сценой? Как надо и не надо писать сценарные заявки? Что такое «ресерч-батюшка»? Какие бывают виды диалогов и как сделать речь живой, а не литературной? На этот вал вопросов и отвечают в подкасте. Кроме того, почти каждый эпизод включает в себя кейс-стади: ребята разбирают несколько сцен и диалогов из старых и новых хитов — от «Клана Сопрано» до фильма Ильи Найшуллера.

Что читать?

Памела Дуглас. «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV»

Книга Дуглас, голливудской сценаристки и преподавательницы киношколы, — идеальная точка входа для новичков. Она начинается с пояснения терминов «аутлайн», «питч», «драфт». Дуглас не то чтобы учит, как писать хорошо. Скорее она подходит к написанию сериальных сценариев как к инженерному устройству. Она рассказывает, какие бывают форматы и свойственные им конвенции, на сколько актов обычно разбивается одна серия, о также том, что сериал не должен следовать за одним героем, а ветвиться и давать немного экранного времени каждому персонажу. «Искусство сериала» — очень отрезвляющий текст. Дуглас много пишет о том, что прежде чем стать успешным (или нет), ваш сценарий пройдет через множество редакторов. Если его надумают взять в производство, то он будет конкурировать примерно с 500 другими питчами. Из 500 сценариев только 20 дождутся съемок первой серии. После просмотра пилотов только пять первых эпизодов из 20 уйдут в дальнейшее производство. Только один из пяти сезонов продлят. Только так — через тернии к современному сериалостроению.

Роберт Макки. «Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов»

Почти любой автор скажет, что нет ничего сложнее диалогов. Сцена, герои, управляющая идея вашего сценария не будут полнокровными без ладно прописанных реплик. Диалог — это вербальное действие, которое тянет сюжет вперед. Макки, автор знаменитой «Истории на миллион», здесь проделывает почти филологическую работу. Он обращается не только к побронзовевшей классике кино, но и к экспериментальной литературе и драматургии. Макки рассказывает, какие бывают виды диалогов (их шесть) и какие бывают рассказчики. Автор считает слова вторым — после действия — важнейшим инструментом для написания хорошей истории. Диалоги, помимо прочего, влияют на так называемый пейсинг (темп повествования), они могут нагнетать саспенс и интригу. Наконец, несказанное и не прописанное в диалогах может быть важнее, чем сказанное. Как научить выдуманных персонажей говорить по-человечески и так, чтобы увлечь зрителя, — в 12 главах книги.

Вам исполнилось 18 лет?
Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie владельцем сайта в соответствии с «Политикой cookie»