Перерабатывать или сокращать? И то и другое: ученые, химики и климатологи советуют, как правильно сортировать мусор
Всякий ли пластик перерабатывается? А что там с пластиковыми бутылками? Нужны ли контейнеры для сортировки? Как помочь предотвратить климатические изменения? Отвечаем на эти и другие вопросы в нашем материале.
Климат и бейсбол
Среди исследователей климата есть уже ставшее классическим сравнение, которое прозвали бейсбольной аналогией. Аналогия помогает ответить, правда ли что в изменении климата виновато человечество. Или действительно ли подобные новости – излишний алармизм и преувеличенная реакция активистов. В 2012 году американский климатолог Джереми Мил предложил следующую метафору: представьте профессионального игрока в бейсбол, который принял допинг, вышел на матч и выбил хоумран – такой сильный удар, что мяч пролетел через все поле. Хоумран был выбит потому, что спортсмен принял допинг? Или случился просто потому, что бейсболист профессионал и это наверняка не первый такой удар в его карьере? Ответ не очевиден. По мнению Мила, точно так же тяжело предсказать, насколько в изменениях климата виноват человек и какое влияние в процентном соотношении на климатические метаморфозы оказывают другие факторы – например, выделяемые свалками мусора газы.
Хоумран эпохи антропоцена
Философы, экоактивисты, антропологи и публичные интеллектуалы вряд ли согласятся, что влияние человека на окружающую среду минимально. Все они сошлись на том, что мы живем в так называемую эпоху антропоцена (термин, принятый в 1980-е и означающий период, когда деятельность человека, в особенности промышленная, начала оказывать существенное влияние на экосистему). Исходной точкой эпохи антропоцена принято считать 1950-е: в это время использование различных видов энергетики увеличилось в пять раз, химических удобрений – в четыре раза, а апокалиптический характер десятилетию придали испытания атомных бомб.
Не последнее место занимают и отходы как промышленной, так и бытовой деятельности. Вот более простое, понятное уравнение: одна метрическая тонна отходов выделяет 274 тонны выбросов двуокиси углерода. Решение тоже простое: если не отправлять отходы на свалку, не будет и выбросов. С таким доводом защитники окружающей среды призывают задуматься о ресайклинге. Пункты 2030 Agenda – проекта ООН по предотвращению климатических катаклизмов – отмечают, что несортированный мусор – один из тех внушительных факторов, что приводят к экологическим переменам. На данный момент, считают эксперты, у человечества есть 10 лет, чтобы предотвратить глобальное потепление. Этого можно избежать. В том числе если правильно сортировать мусор. Согласно данным Агентства по охране окружающей среды США за 2018 год (к сожалению, новые репорты еще не опубликованы), было переработано всего 32% отходов, или 69 миллионов из приблизительно 300 миллионов тонн мусора. Умножьте оставшееся количество переработанных метрических тонн на 274, как в первом уравнении, – более 63 миллиардов тонн двуокиси, которые выделяются в атмосферу.
Нам нужны контейнеры
Джен Делл, инженер-химик и сооснователь организации «Последняя уборка пляжа», считает, что такое количество бытовых отходов уходит на свалку из-за того, что:
- компании-производители не всегда указывают, что их продукция может перерабатываться;
- компании сами должны сортировать остатки своей продукции, то есть стандартизировать программу по вторичной переработке их продукции после употребления покупателем;
- нет обязательного базового образования потребителя, который должен знать элементарные принципы ресайклинга.
Некоммерческая организация «Товарищество по переработке мусора» утверждает, что лишь половина американцев имеют доступ к инфраструктуре переработки мусора – обычным мусорным контейнерам с указателем, куда выбрасывать картон, куда алюминий, а куда пластик. Причем из-за недостатка понимания важности процедуры большинство американцев, имеющих доступ к контейнерам, ими не пользуются. Помните те 32% отходов, которые удалось переработать в 2018 году? По подсчетам «Товарищества», если бы удалось переработать и оставшиеся 68%, то выбросы сократились бы на 96 метрических тонн двуокиси углерода, который оказывает воздействие на парниковый эффект.
А как дела обстоят с Россией?
Если у рядового американца хотя бы есть доступ к инфраструктуре, то во многих странах СНГ специальные мусорные контейнеры для различных типов отходов есть не во всех городах или вовсе отсутствуют, а количество мусороперерабатывающих заводов значительно меньше, чем в европейских странах. Например, в России чуть меньше 40 мусоросжигательных заводов (что хорошо, учитывая, что сжигание отходов выбрасывает в атмосферу целый ряд токсичных веществ). К счастью, мусороперерабатывающих предприятий больше – их 243, но этого количества недостаточно, чтобы справляться с потоками отходов. Кроме того, количество мусоросжигательных заводов планируют увеличить, ведь такие фабрики дешевле в эксплуатации, а сам процесс куда проще, чем сортировка мусора. Кучу отходов, не разбираясь, какие именно в ней типы мусора, просто отправляют конвейером в печь. Существенная часть уязвимости инфраструктуры в том, что заводы по переработке мусора зависят от еще одного звена – сортировочных пунктов. В России их не больше 50, а именно эти предприятия нужны для того, чтобы отделять один тип отхода от другого, ведь для каждого типа разработана специальная технология. И только потому уже правильно отсортированный мусор поступает на переработку. О том, как сортировать мусор дома, не превращая балкон в пункт приема, мы писали тут.
Новые привычки – новая вторая натура
Дело в том, что в Европе граждане более экологически сознательны, самостоятельно сортируют мусор, а в этом им помогают специальные контейнеры. Поэтому уже отсортированный ими мусор поступает на автоматизированный мусороперерабатывающий завод. В постсоветских странах картина сильно отличается: процесс на немногочисленных заводах по-прежнему осуществляется вручную. В совокупности (отсутствие доступности специальных контейнеров, отказ от сортировки дома, неавтоматизированность заводов) это ведет к тому, что выброшенная тара или пластиковая крышка имеет меньше шансов быть отделенной от другого мусора и смешанных бытовых отходов. Но есть и хорошие новости: к 2030 году в России планируют запустить 200 автоматизированных фабрик. В прошлом году «Левада-Центр» опросил 1624 россиянина: 64% москвичей говорят, что возле их домов установили специальные контейнеры, то же самое подтвердили 45% жителей других крупных городов. В небольших городах специальные контейнеры у дома или в пешей доступности были установлены только у одной четверти опрошенных. Но не все респонденты (даже те, возле чьих домов есть контейнеры) готовы правильно сортировать мусор – 30% не готовы заморачиваться. 73% интервьюируемых сказали, что готовы начать сортировку, если рядом установят соответствующую инфраструктуру. Но важно помнить: одной сортировки мало, важно помнить о других экосознательных привычках (о них мы подробно писали здесь).
Что если сортировка мусора не помогает?
Есть отличающееся мнение: ресайклинг мусора, безусловно, нужная и важная практика, но ее недостаточно. Представители Greenpeace утверждают, что множество пластиковых контейнеров (те же баночки для хумусов и прочих закусок) содержат смолы с идентификацией от #3 до #7. Это значит, что такие пластиковые смолы на данном этапе невозможно переработать по причине недоступности ресайклинг-технологий, способных справиться с материалом (однако Пакт США обещает полностью перерабатываемый пластик к 2025 году). Опять же многие потребители не знают, что конкретно этот пластик конкретно этой фирмы не подвергается вторичной обработке, и продолжают выбрасывать его. Даже если человек экологически осознан, выбрасывает пластиковый мусор в соответствующий контейнер, ему может просто не хватать знания о составе пластмассовых смол. Следовательно, выброшенные отходы никак не перерабатываются.
Пластмассовый мир победил?
По мнению Джен Делл, это незнание в совокупности с искренним желанием помочь может сыграть с экологией дурную шутки. Люди, убежденные, что достаточно выбрасывать пластиковые отходы в контейнер для переработки, при этом не изучая его состав, будут и в дальнейшем покупать продукцию в пластике, будучи уверены, что его переработают. Делл считает, что в таком случае нужно изменить стратегию: просто перестать покупать продукцию в пластике или же уделить несколько часов изучению научных статей о составе смол. В этом отношении особо важно приобретать продукцию компаний и брендов, которые стараются минимизировать вред экосистеме.
Важно понимать, что ни одна пластиковая упаковка не сможет быть переработана в точно такую же упаковку. Полной циклической переработке поддаются только два материала – стекло и алюминий. С пластиковым мусором все обстоит иначе, потому что его переработка может выделять токсичные вещества, а вторая и третья партии переработанных отходов будут значительно хуже по качеству.
Что нужно знать о пластике
Важно понимать, что ни один из подвидов пластика не поддается переработке полностью. Впрочем, одни его виды менее токсичны, чем другие, поэтому в выборе продукции также обращайте внимание на упаковку и ее состав. Один из самых токсичных пластиков является ПВХ и ПП. Обращайте внимание либо на маркировку, либо на категорию. Например, маркировка ПЭТ и ПЭВП означает, что такой пластик хорошо поддается переработке. Категории 1, 3, 6 и 7 токсичнее, чем 2, 4 и 5.
А что с другими отходами?
Рацион любого человека, по мнению Джен Делл, можно свести к тем продуктам, после которых останется удобно перерабатываемый мусор: стекло, картон, алюминий и пластиковые бутылки. Но и здесь есть нюансы. Если вы хотите сортировать картон и прочую макулатуру, постарайтесь не смешивать их с пищевыми отходами – пачкаясь жирами, макулатура становится непригодна к переработке. А выбрасывая бутылки, важно помнить, что необходимо откручивать крышку. В противном случае на складе по переработке мусора горлышко бутылки отрежут, а крышку не утилизируют. Либо бутылку вовсе спишут как непригодную к переработке.
Должны ли компании проводить экологические акции?
Сейчас ведутся дискуссии о том, что сортировка мусора обычными людьми – очередная манипуляция со стороны крупных корпораций, которые сами должны взять на себя ответственность за утилизацию отходов от своих же товаров. По сути, мы выполняем их работу. Корпорации должны задуматься о переходе на циклическую экономику – переработку отходов во вторичное сырье. То есть продукт должен пройти полный цикл, включая производство, употребление и переработку выброшенных отходов (скажем, картонных упаковок) в новое сырье. Например, комания Philip Morris International заявила, что к 2030 году окурков в океане будет больше, чем рыбы. Совместно с Cortexia, Carto i Litterati, компаниями по экологическому планированию и разработке плана производства, минимизирующего вред окружающей среде, Philip Morris планирует к 2025 году снизить пластиковые отходы от окурков. А компания «БАТ Россия» работает над программой A Better Tomorrow, в рамках которой разрабатывает пластиковую упаковку, которую можно использовать вторично.
Сейчас программы по заботе об окружающей среде становятсся не только очевидной необходимостью, но и важным стратегическим и имиджевым фактором для развития компании. Например, в Европе и США компании часто устраивают корпоративные акции по уборке окружающей среды: в них принимают участие не только сотрудники предприятия, но и любой желающий волонтер. Это не только помогает заботиться о региональной экосистеме, но и повышает доверие покупателей к бренду и бренда к покупателям. Так, комапния «БАТ Россия» вместе волонтерами собрала три тысячи тонн мусора на острове Ольхон на Байкале.
Отходы: не корпоративная это забота
Дело в том, что пластик – составляющая финансового успеха компаний по добыче нефти. Пластик делают из дистиллятов нефти, и около 6% от всей добычи уходит на его производство. Центр международного экологического права замечал, что производство пластика так востребовано вовсе не потому, что на него увеличивается спрос, а оттого, что компаниям это выгодно. Сейчас в океане плавают так называемые острова мусора, один из которых приблизительно равен по размерам территории Франции, и если верить прогнозам, то к 2050 году в море будет больше пластика, чем рыбы. То есть проблема пластикового мусора заключается не только в том, что ученые еще не придумали ему менее токсичную альтернативу, а в том, что альтернатива не выгодна нефтедобывающим корпорациям. Вместо того чтобы финансировать разработку экологичной замены и организовать пункты по сбору своей же остаточной продукции, компании лишь множат пластик.
В этом отношении очень важно учитывать, что забота об экологии – не только государственная, но и корпоративная инициатива. Так, Phillip Morris проводит кампанию по анализу речных вод на наличие микропластика, тяжелых металлов и биогенных элементов. На основе данных можно планировать, какие прибрежные участки нуждаются в очистке и экологическом оздоровлении.
Как уже понятно, сортировать мусор – безусловно, важная практика, которую нужно прививать. Но вместе с тем, как уверяют активисты и экологи, одной частной инициативы недостаточно. Мы сможем улучшить состояние планеты, только заботясь о ней сообща.